Цыгане будут интегрированы в турецкое общество

«У цыган традиция отправлять жен на улицы городов на заработки сохранилась до сих пор»

Ассоциация солидарности и защиты турецких цыган объявила о начале реализации проектов по «возвращению этого народа в жизнь всего общества». Президент Ассоциации Якуп Чардак заявил, что в самое ближайшее время появится ряд проектов, направленных на улучшения сферы здравоохранения, образования, социальной и культурной жизни цыган.


Более двадцати лет Фатма продает цветы на углу одной из стамбульских улиц. В начале 1960-х в стране стал бурно развиваться цветочный бизнес. Сотни цыган обзавелись теплицами, осели в городах. На окраине Стамбула ее отец выкупил кусок земли и стал сажать розы. Фатма вместе с тремя сестрами оказались удачливыми продавцами. С тех пор и сидит на том же самом месте. В любую погоду — теплая фуфайка, из-под длинной юбки выглядывают турецкие шальвары. По словам Фатмы, цветочный бизнес — самое популярное цыганское занятие в Турции: «Цветы — основной промысел турецких цыган, — говорит она. — Все цветочные рынки принадлежат цыганским семьям. Многие осели, разбогатели на этом бизнесе. Мой дальний родственник, например, владеет теплицами в Измире, оттуда поставляет цветы по всей стране. В цветочный бизнес не пускают посторонних — ведь не хватает места своим. В прошлом году, например, многие остались без работы из-за запрета на экспорт турецких растений в другие страны. Разорились, отправились кочевать по стране в надежде на лучную жизнь».


В незапамятные времена цыгане осели на территории Малой Азии. Завоевав столицу Византийской империи Константинополь, султан Мехмет Фатих не тронул ни одного из цыган. Оружейники-цыгане снабжали огромную османскую армию саблями и ятаганами. В благодарность «вечно кочующее племя» освободили от налогов, выдав разрешение свободно передвигаться по бескрайним просторам Османской Империи. С тех пор даже строгие полицейские не трогают цыган, пропуская цыганский гужевой транспорт впереди туристических автобусов. Нагруженные домашним скарбом телеги спешат в Измир, который называют Меккой цыганского мира. В окрестностях средиземноморского курорта справляются цыганские свадьбы, устраивают цыганские базары, ярмарки невест. От турецкой столицы Анкары до Измира около 800 километров, которые цыганская повозка преодолевает за десять дней. Из-за сильной жары, порой достигающей 40-50 градусов, передвигаются по ночам. В дневное время ставят палатки.


По словам преподавателя истории одной из стамбульских школ Мехмеда Аркала, подобная конструкция, напоминающая накрытую тканью цыганскую повозку, появилась более тысячи лет назад: «Существуют различные легенды о происхождении турецких цыган. По одной из них цыгане были египтянами, по другой — жителями древней Атлантиды, оставшимися без родины.Неизвестно, что заставило цыган уйти из Индии, которая считается их родиной. Однако ясно, что в Турцию цыгане пришли из Египта, где появились за тысячу лет до нашей эры. Здесь они приняли ислам, турецкую культуру. Через Турцию главная волна цыган хлынула в Европу».


Н а улицах крупных турецких городов чумазые девчонки в длинных юбках исполняют танец живота, который принесли в Турцию цыгане из Египта. Под звуки древнего арабского аль-уда крутящие бедрами цыганские одалиски развлекали турецких султанов. Так появились профессиональные танцовщицы живота — цыганские девочки, которых обучали секретам танца старые цыганки-кадуны. Выходя замуж в 12-13 лет, цыганская девочка прекрасно владеет древним ремеслом, зарабатывая на улицах неплохие деньги. Традиция отправлять своих жен на улицы городов на заработки сохранилась до сих пор. Не привыкшие работать цыганские мужья с удовольствием делают это. Турецкие цыганки, в свою очередь, ругают мужей, ссорятся, но все равно выходят замуж только за соплеменников. Браки между турками и цыганами редки. Принято считать, что цыгане склонны преступать закон. В чем их только ни обвиняли — в конокрадстве, карманных кражах, даже людоедстве.


Во время последних выборов в Анкаре — об этом много писали в прессе — цыгане продавали оптом свои голоса политикам. Говорит член Ассоциации турецких цыган Фатих Джермек: «В последнее время в Турции много пишут о цыганской мафии. Цыгане якобы контролируют наркотрафик, скупают краденое. Однако многие цыгане в Турции занимаются легальным бизнесом: разводят скот, торгуют. У турецких цыган нет ни флага, ни отдельной постоянной территории, но они тоже хотят жить как люди.Основная проблема цыган — нехватка образования. Не имея возможности устроиться на работу, цыганская молодежь добывает деньги иными способами».


Протестуя против обвинений в разного рода преступлениях, требуя равноправия с другими членами общества и предоставления себе рабочих мест, цыгане организовали серию митингов протеста по всей стране. Услышав требования цыган, власти объявили о «цыганской декаде». Для избавления цыган от нищеты и постепенной интеграции этого народа в жизнь страны Всемирный банк и Евросоюз выделили около двух миллионов долларов. Целями деревнями цыгане получали ссуды, инвентарь для ведения хозяйства. Однако, продав инвентарь, заложив земельные участки, не привыкшие к оседлой жизни многие цыганские семьи отправились в неизвестном направлении.