Мужчина и женщина. Профессии в финансовой сфере

Тамара Ляленкова: Тема сегодняшней программы – «Профессии в финансовой сфере» – выбрана мной не случайно. В современном мире появилось много заповедных областей, которые вызывают жгучий интерес. И одна из самых притягательных – финансовая. Не случайно в советские времена сотрудники заискивали перед бухгалтером, точнее бухгалтершами, потому что бухгалтер-мужчина, как правило, был один и назывался «Главный».


С тех пор список связанных с финансами профессий значительно расширился, но стойкое представление о том, что денежным потокам сподручнее управлять мужчине, осталось прежним. Равно, как и делать деньги из денег – вкладывать их в инвестиции, работать трейдером. Уточнить реальную расстановку сил на финансовом рынке я попросила журналиста, трейдера Михаила Лосева.



Михаил Лосев: В инвестиционной среде якобы превалируют мужики – это на самом деле молодые трейдеры в дилинговых залах. Работа финансового менеджера – это работа главного бухгалтера и финансового директора – абсолютно ясно, что это женские профессии. Кто считает деньги – это женщины. Посмотрим на список профессий, которые присутствуют в любой нормальной финансовой компании. Те, кто зарабатывает, - это трейдеры, управляющие портфелями. Аналитики, менеджеры по работе с клиентами, юристы, бухгалтерия, служба по связям с общественностью. Вот среди службы по связям с общественностью однозначно женщины превалируют. Функциональные службы – бухгалтерия, кадровые юристы – это тоже женщины. Среди менеджеров по продажам с небольшим перевесом мужчины. Среди аналитиков, пожалуй, паритет. И только, действительно, среди трейдеров преобладают мужчины.


Это тоже факт, что на такую работу в Нью-Йорке, Лондоне и других финансовых столицах берут молодых ребят не старше 25 лет. Считается, что после 25 лет человек не в состоянии уже каждый день по 10 часов в день подвергаться таким психическим нагрузкам. Одна важная оговорка: за ним, за его спиной может стоять человек с седой бородой, который уже давно не торгует сам, управляющий активами, который стоит и говорит: «Так, ты купи на такую сумму такие-то, продай такие-то…». Если кто-то из трейдеров проигрывается, выходит за рамки допустимых потерь, например, его на какое-то время даже могут отстранить, сказать: «Ты иди, отдохни, потому что у тебя просто черная полоса, мы все понимаем». Но решения принимают не они.


Действительно, трудно представить, чтобы женщина захотела этим заниматься – сидеть в каком-то зале, где сидят мужики, орут матом, это факт. Все достаточно эмоционально, достаточно грубая атмосфера, это допускается специально. Ну, не захочет же она идти в армию.


Отсев происходит не в прослойке 25-30-летних, когда люди, уже закончив вуз, 2-3 года работали, а на этапе выбора профессии, еще в 17 лет. Все решается на самом раннем этапе активной социальной жизни, здесь вот мужчины и женщины как-то… мальчики – налево, девочки – направо. Просто так сложилась практика.



Тамара Ляленкова: Практика сложилась так, что трейдеры все-таки мужчины.



Михаил Лосев: Она сложилась 100 лет назад в Нью-Йорке. А сейчас именно зарубежные авторы указывают на женщин - женщин так же много, как и мужчин.



Тамара Ляленкова: На российском рынке трейдеры все-таки в основном мужчины, да?



Михаил Лосев: Трейдеры – мужчины. Зато среди клиент-менеджеров много женщин. Те, которые предлагают услуги компании, завлекают клиентов.



Тамара Ляленкова: Есть такое разделение, что женщины работают с клиентами-мужчинами?



Михаил Лосев: Теоретически, если приходит клиент в компанию и перед ним какая-то роскошная женщина, может быть, у него просто какие-то химические реакции начинаются в организме, которые влияют на деятельность мозга, и мозг перестает функционировать рационально, и там начинается слом каких-то алгоритмов принятия решений – мое наблюдение. Лучше, наоборот, эту ситуацию пресечь на корню. Да, общаясь с менеджером, нужно иметь в виду, что может настать момент, когда ты должен его «послать», условно говоря. И он тоже должен сказать: «Извините, нас больше не устраивает формат наших отношений». Хотя тот факт, что среди клиент-менеджеров преобладают женщины, свидетельствует о том, что кто-то делает ставку на это.


Общеизвестный факт, и все с этим согласятся, кто работает на нашем рынке, что в технологическом отношении наш рынок может быть в некоторых отношениях более развит, чем американский. С точки зрения защиты прав инвесторов мы отстаем, но в технологическом плане однозначно не отстаем. Вот в Америке до сих пор, например, если вы торгуете из дома, то там есть такие понятия, как «минимальная комиссия». Например, комиссия брокера составляет, предположим, 1 процент, но не меньше 5 долларов, то есть вы 5 долларов теряете только за то, что совершили сделку. У нас такого нет, у нас мизерные комиссии. Вы можете заниматься этим с завтрашнего дня, имея тысячу долларов всего. Главное, чтобы у вас был высокоскоростной Интернет.



Тамара Ляленкова: Сидя дома и будучи домохозяйкой?



Михаил Лосев: Знаете, это, может быть, самый лучший вариант. Потому что вопрос самый главный – насколько человек может справиться с психологической нагрузкой, которая на него ложится в моменты, когда он несет убытки. А домохозяйка может, в конце концов, отключиться, уйти. Представьте себе девушку, главного бухгалтера или просто бухгалтера, или финансового менеджера – они же понимают банк изнутри, как это работает. Сотовые операторы, если вы имеете с этим дело, почему не могут проникнуть, понять, чем живет индустрия, к примеру?



Тамара Ляленкова: А азарт присутствует?



Михаил Лосев: Разумеется. Я о том и говорю, что нужно уметь справляться с этим азартом. Азарт может убить просто капитал.



Тамара Ляленкова: Все, что связано с деньгами, имеет притягательность особую, почти мистическую, поэтому и слово «убить» здесь звучит вполне естественно. Хотя, думаю, женщина в подобном контексте это слово вряд ли употребит.


О женской доле в финансовой сфере рассказывает заместитель генерального директора финансовой корпорации «Уралсиб» Александра Водовозова.



Александра Водовозова: Действительно, в нашем российском финансовом мире в основном работают женщины. То есть отделение банка, любого банка – «Сбербанка», коммерческого банка в Москве, где-нибудь в другом городе – куда ни придете, вас обслуживать будут в основном женщины. Ну, один, максимум два человека – мужчины. Или нужно специальный сложный вопрос задать, чтобы начальник появился – тогда, возможно, появится мужчина. А так, вообще, в банковской сфере, в бухгалтерской сфере в основном у нас работают женщины. Конечно, чем дальше по иерархии банковской, тем больше появляется мужчин.



Тамара Ляленкова: Как вы думаете, это дань стереотипам или действительно женским коллективом должен руководить именно мужчина, женщины послушнее и охотнее терпят над собой власть именно мужскую, для них это органично?



Александра Водовозова: На мой взгляд, самые гармоничные коллективы все-таки смешанные. Но есть некая традиция, просто женщины вошли в активную деловую жизнь не так давно, они тихонечко продвигаются к вершинам, и они уже скоро будут там. Могу даже сказать по собственному опыту, за последние 3-5 лет женщин уровня среднего менеджмента и которые подобрались к топ-менеджменту стало гораздо больше. Но если все-таки говорить о тенденции, мужчина изначально приходит на работу с целью сделать карьеру, для него это важно, потому что это некий атрибут достигнутых успехов. То есть он снова играет в игру на выигрыш, для него работа – зачастую это смысл жизни. Но в принципе среди банковских менеджеров довольно много женщин. И это нормально.



Тамара Ляленкова: Вам с кем удобнее, комфортнее работать? Я имею в виду свой служебный круг, а не клиентов.



Александра Водовозова: Почему женщин больше в финансовой сфере в принципе? Очень хочется сделать сбалансированный коллектив, чтобы было хотя бы как минимум поровну мужчин и женщин, но среди кандидатов, как правило, больше оказывается женщин, кандидатов, которые больше устраивают. Во-первых, от женщины, сразу могу сказать, веет надежностью. Надежность, спокойствие, стабильность, внимание к деталям, готовность играть по правилам, готовность эти правила принимать, работать в команде. Если они получают задание, у них есть рамки – как его выполнить, они будут выполнять задание. Мужчина параллельно будет спасать мир; ему это задание будет неинтересно, он будет смотреть куда-то вдаль, вширь, он будет решать каким-то кардинальным путем все сразу.


Есть у меня понимание, что на какой-то работе лучше женщина, на какой-то – мужчина, но, вообще-то, больше другое деление подойдет – по темпераменту и складу характера. Если посмотреть на мир инвестиционных компаний, трейдеры, брокеры, управляющие активами – непосредственно среди этих людей женщин крайне мало. Притом что вокруг женщин тоже много работает, опять-таки обслуживающая сфера: офис, бухгалтерия, инфраструктурная часть, оформление депозитарных операций и так далее.



Тамара Ляленкова: Я слышала такое мнение, что там очень нервная обстановка, очень быстро изнашивается, пропадает возможность быстро реагирования и вообще здоровья психического.



Александра Водовозова: Совершенно верно, действительно, так происходит. Действительно, нервная обстановка, ругаются матом. Но вокруг сидят женщины, которые обслуживают эти операции, и, в общем, довольно быстро к этому привыкают, понимая нервное напряжение этих людей. На самом деле вот эта профессия, вообще работа на рынке ценных бумаг – это безумно интересная профессия, потому что это такой сплав. С одной стороны, желательны какие-то математические способности, очень рациональный склад мышления и ума; с другой стороны, должна быть присуща некая интуиция, причем иногда совершенно необъяснимая, и это все вместе должно быть. Склонность к риску, некий азарт, но, с другой стороны, крайняя осторожность, потому что это управление чужими деньгами. При этом необходимо учитывать собственный опыт, чужое мнение, в то же время принимать свои собственные решения, зачастую избегая именно доминирующего мнения, чтобы кто-то на тебя давил. Умение быстро принимать решение. Все эти качества и их сплав в одном лице, в одном человеке – в принципе, и женщины есть такие.


Но есть еще один момент, который женщинам уже… не могу сказать сложнее, но это просто не в их характере в большинстве своем. Это профессия очень конкурентная. Постоянное соперничество, причем соперничество не просто между конкурентными компаниями, а соперничество даже со своим соседом, потому что это профессия одиночек. Это не командная игра, между прочим, это борьба за клиента, борьба за лучшую сделку, за лучшую цену и так далее. Потому что это на самом деле игра не ради процесса и даже не ради удовольствия, хотя это тоже кому-то доставляет удовольствие, а игра на выигрыш, на результат. Поэтому бесконечно идет война. Почему довольно молодые люди уходят на пенсию с этой профессии – постоянно в такой достаточно агрессивной среде. И вот это соперничество, оно, конечно, присуще мужчинам, потому что это нормально, это в их характере – без конца воевать за все: свои права, территорию, клиентов, деньги и так далее. Женщина может повоевать, но немножко. Война должна быть окончена в принципе, и дальше гармоничная обстановка для женщины совершенно другая. Все-таки должна быть некая надежность, некое спокойствие.


Женщине очень хорошо в коллективе, где есть эмоциональной благоприятный климат. Почему иногда женщины не продвигаются по карьерной лестнице – потому что для женщины деньги и статус не всегда важен. Как раз эмоционально приятная атмосфера, климат психологический иногда оказывается важнее статуса и денег. Поэтому единственная причина, по которой женщин меньше среди этих профессий, это именно то, что женщина не готова без конца соперничать. Потому что ради этого соперничества, ради этого выигрыша мужчины готовы отдать все, для них это смысл жизни. Конечно, жертвуется и семья, и здоровье, но в первую очередь – время личное. Женщины не готовы идти на слишком большие жертвы, здесь еще важна цена за победу.