Иркутские операторы связи становятся посредниками между спецслужбами и своими клиентами

Программу ведет Михаил Фролов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Иркутске Виталий Камышев.



Михаил Фролов: Паспортные данные, прописка, фактическое место проживания…- подробный набор сведений о каждом сотруднике, имеющем доступ к рабочему телефону, обязывают отныне предоставлять руководителей всех иркутских фирм и организаций их операторы связи, которые, в свою очередь, передадут базы данных в правоохранительные органы. Станет ли после этого эффективнее борьба силовиков с терроризмом? Разобраться пытался Виталий Камышев.



Виталий Камышев: Иркутские связисты дружно «взяли под козырёк» и в правомочности своих действий не сомневаются. Вот что сказал в эфире иркутской телекомпании «Аист» заместитель директора по коммерческим вопросам иркутского филиала компании «Сибирь-Телеком» Дмитрий Прис.



Дмитрий Прис: Я не думаю, что будет какое-то непонимание. Возможно, конечно, отказы будут, но мы просто будем вынуждены подать сведения в соответствующие органы, что данное юридическое лицо отказалось предоставлять информацию. Что оно будет делать потом, я, честно говоря, не знаю.



Виталий Камышев: Уведомления с просьбой предоставить информацию о сотрудниках уже направлены во все иркутские предприятия и учреждения. На основе полученной информации будет создана база личных данных, которая будет передана в правоохранительные органы. Обновляться списки будут ежеквартально. Декларируемая цель столь интересного нововведения - повышение эффективности борьбы с терроризмом и усиление мер по обеспечению безопасности граждан. Между тем, получается, что конкретного факта преступления еще нет, а подробные сведения о частной жизни множества людей - в том числе и крупных предпринимателей, лидеров общественных организаций - уже у кого-то есть. При этом кто может гарантировать, что данные, к примеру, о фактическом месте проживания этих лиц не окажутся в руках криминальных группировок?


Ведь даже понять, куда именно будет стекаться в конечном итоге эта информация, оказалось весьма нелегко. Например, в Управлении ФСБ по Иркутской области, как убедился иркутский журналист Виктор Прокопьев, ничего о новшестве не знали.



Виктор Прокопьев: Удалось поговорить с работниками ФСБ - они ничего не знают об этом указе или постановлении, ходят и удивляются. Зато сотрудники милиции ходят радостные и говорят, что все данные будут стекаться к ним. Получается, что даже ФСБ вынуждена будет предоставить свои списки, кто может пользоваться их телефонами, сотрудникам МВД, а также вынуждена будет предоставить эти списки прокуратура и различные другие силовые структуры. Получается, что милиция снова пытается встать над обществом, над всеми областными Законодательными собраниями, администрацией, ведь, судя по всему, и они будут вынуждены подать все свои списки, кто работает, как работает.



Виталий Камышев: При этом уровень безопасности граждан не возрастет, убежден Виктор Прокопьев.



Виктор Прокопьев: На мой взгляд, это не повышает эффективность борьбы с терроризмом. Сейчас, по некоторым данным, в отделе по прослушиванию телефонов в милиции работает около 30 человек. И что такое для этих 30 человек прослушать всю область? Ведь на один час расшифровки телефонных разговоров, по инструкции, приходится 6 часов рабочего времени оперативного сотрудника. Никто просто-напросто не сможет справиться с этим. И еще одно, следует учесть, что за последние 10 лет телефонное прослушивание было всего лишь один раз использовано как доказательство в суде, имеется в виду Иркутская область.



Виталий Камышев: Член избирательной комиссии Иркутской области адвокат Вячеслав Плахотнюк напоминает, что у руководителей предприятий есть - пока - законное право отказать в предоставлении информации о своих сотрудниках.



Вячеслав Плахотнюк: Не предусмотрена в законе какая-либо ответственность для фирм, которые телефонами пользуются у себя на рабочих местах, в офисах, за непредоставление сведений либо за, скажем так, неполное информирование телефонной компании.



Виталий Камышев: Юристы не исключают, тем не менее, что ответственность за непредоставление информации все-таки может быть введена. Для этого достаточно прописать ее в договоре между предприятием и компанией, предоставляющей услуги связи.


Правозащитник, член совета Института свободы совести Михаил Ситников обращает внимание на то, что столь вопиющее, по его мнению, покушение на конституционные права граждан воспринимается иркутскими связистами и даже юристами как нечто само собой разумеющееся.



Михаил Ситников: Никто не возмущается, вероятно, потому что мало кто знает. Это хорошо, что "Сибирь-Телеком" обнародовал эти данные. А ведь что происходит в других регионах, в других городах - неизвестно. Сам факт, вообще-то, само то, что происходит, на мой взгляд, откровенно антиконституционно. Ведь все знают, что статья 24-ая Конституции конкретно гарантирует, что сбор, хранение, использование, распространение информации о частной жизни без согласия частного лица не допускается. Все знают, что органы государственной власти и местного самоуправления, должностные лица обязаны обеспечивать каждому возможность ознакомления с документами, материалами, решениями, если они как-то затрагивают его права и свободы и если иное не предусмотрено законом, то есть если ты не сидишь под следствием и о тебе не собирают сведения. Государство проводит всероссийское мероприятие тайком. Проект федерального закона о защите личных данных граждан обсуждается нашей славной Думой, насколько известно, уже несколько лет. Вообще в российском законотворчестве в отношении прав человека все происходит по принципу: солдат спит - служба идет.



Виталий Камышев: Это было мнение правозащитника Михаила Ситникова.


Пока, как говорят иркутские связисты, никто из руководителей иркутских предприятий и учреждений информацию о своих сотрудниках предоставить не отказался.