Маршал Язов: «Какой заговор?»

Лидеры путча утверждают. что войска вводились в Москву для защиты объектов государственной власти от мародеров

Накануне 15-летия августовских событий 1991 года создание Государственного комитета по чрезвычайному положению активно комментируют те, кто вошел тогда в ГКЧП и проиграл вместе с ним. Бывшие ГКЧПисты называют свои действия в 1991 году законными и вынужденными.


Бывший министр обороны СССР Дмитрий Язов был одним из главных обвиняемых по делу ГКЧП. Сейчас он говорит, что тогда действовал во многом по идейным соображениям. Редко выходящий на публику маршал Советского Союза накануне 15-летия путча утверждал в беседе с журналистами, что те, против кого выступили его коллеги по Государственному комитету по чрезвычайному положению (а именно Михаил Горбачев и авторы нового Союзного договора) еще в середине восьмидесятых взяли курс на капитализм.


«Ясно было, что марксизм-ленинизм как учение объявляется догматизмом, и все сводится к тому, чтобы начать переходить к частной собственности, к капиталистическому способу производства», - сказал он.


Дмитрий Язов рассказывает, что особенно его раздражало в Горбачеве то, что генсек ЦК КПСС добивался сокращения огромной советской армии и торопил военное руководство в этом процессе. Маршал говорит, что ему пришлось объяснять президенту СССР, зачем вообще в Советском Союзе существует армия: «Три железнодорожных корпуса работали на БАМе и на восстановлении дорог в Тюмени для получения нефти. 500 строительных отрядов работало в тяжелой промышленности. Несколько бригад работало на строительстве дорог. Дивизия и две бригады выращивали на Дальнем Востоке, в Крыму и в Узбекистане рис».


Дмитрию Язову не кажется странным, что армия строила дороги и растила рис, он с сожалением говорит о своих последних поездках по местам прошлой службы. В Забайкалье и в Карелии, рассказывает маршал, инфраструктура частей разрушена, ничего целого не осталось. При этом самого Язова не забывают - к восьмидесятилетию президент России Владимир Путин наградил его орденом Почета.


Давая интервью Радио Свобода, бывший министр обороны растерянно разводит руками: настолько, по его словам, спонтанно все было организовано ГКЧП 15 лет назад: «Сплошная ошибка была. Во-первых, никто не готовился. Побывав у президента, сказали - он ничего не решает, давайте создадим Комитет, а утром надо объявлять. Говорят, заговор был. Какой заговор, когда в одну ночь создали Комитет?!»


Пожилой маршал не дал ответа на вопрос, не жалеет ли он о том, что в 1991 году военные так и не стали стрелять в своих сограждан.


Бывший командующий Сухопутными войсками Советской армии и активный участник августовского путча 1991 года Валентин Варенников говорит, что те, кто решил тогда объявить президента СССР Михаила Горбачева больным, действовали почти в состоянии паники, но по закону: «Правильно ли руководство страны выступило против политики Горбачева? Правильно. Другого пути не было. 3 августа он собирает руководство правительства, проводит заседание и объявляет: "В стране крайне тяжелая обстановка, я уезжаю в Крым отдыхать, а вы наводите порядок". 4-го его провожают. 5-го хватаются за голову: а что же нам делать?!»


Сейчас Валентин Варенников является депутатом Государственной Думы от фракции «Родина» (хотя сам он называет себя коммунистом). При этом генерал армии высоко оценивает Владимира Путина как лидера и критикам нынешнего президента России дает гневную отповедь. Человек, которого пятнадцать лет назад обвинили в подготовке силовых действий по захвату здания Верховного Совета России, сейчас говорит, что члены ГКЧП не представляли себе, с кем имеют дело: «Сам Комитет не представлял, что Горбачев - предатель. Это потом уже узнали по итогам следственных действий и дела, которое нам вручили. Мы поняли, что это предатель, а не человек, который взялся не за свое дело. Не по Сеньке шапка».


Именно генерал Варенников отвечал за обеспечение режима чрезвычайного положения в Москве, ввод в город войск. Сейчас бывший главком говорит, что все это делалось из благих побуждений: «Все войска, которые входили, они по закону чрезвычайного положения вошли и охраняли объекты от мародеров, в том числе охраняли Белый дом с Ельциным вместе. Танковая рота Московского военного округа и батальон воздушно-десантных войск его охранял».


Эти слова нашего собеседника плохо согласуются с текстом телеграммы, направленной им членам ГКЧП из Киева, где он находился 19 августа 1991 года. В ней прямо говорится: «Просим принять меры по ликвидации группы авантюристов Ельцина. Здание правительства России необходимо немедленно надежно блокировать, лишить его водоисточников, электроэнергии, телефонной и радиосвязи». Текст этой телеграммы Валентин Варенников сам раздал журналистам.