«Огонь на поражение по гражданским суднам не ведется практически никогда»

Пограничный дозор на острове Кунашир

Прокуратура Сахалинской области возбудила уголовное дело против капитана задержанной японской шхуны Kisshin Maru 31 по статьям УК РФ «Незаконное пересечение границы» и «Незаконный промысел». Тело погибшего японского рыбака может быть передано представителям Японии только после проведения судебно-медицинской экспертизы, сообщил представитель Сахалинского погрануправления береговой охраны ФСБ России Михаил Шевченко. Военная прокуратура проводит проверку законности применения оружия российскими пограничниками при задержании японского судна.


Освобождение задержанных граждан Японии и судна, на котором они находились, предполагает обсудить в ходе переговоров в Москве прибывший сюда первый заместитель министра иностранных дел Японии Ясухиса Сиодзаки. Обозреватель РС Данила Гальперович, длительное время занимающийся проблематикой российско-японских отношений, полагает, что японскому дипломату в Москве придется непросто: российская сторона настаивает на своей безусловной правоте, в том числе в вопросе о применении оружия при задержании «браконьеров». Очевидно, что свой боевой настрой власти передали общественности. Сегодня в Хабаровске прошел пикет движения «Наша страна» в знак протеста против «браконьерской» добычи биоресурсов в российских морях иностранными судами. Пикетчики «Нашей страны» подали заявку поздно, по все равно получили разрешение на проведение акции. По мнению местных наблюдателей, без поддержки местных властей это было бы невозможно.


Данила Гальперович напоминает о непростой истории взаимоотношений между Москвой и Токио: «В этом году ровно 50 лет с момента подписания декларации об установлении дипломатических отношений между Советским Союзом и Японией. Этой декларацией фактически было прекращено состояние войны Японии и Советского Союза. В декларации было записано туманное обещание отдать два острова в обмен на заключение [ полноценного ] мирного договора. Стороны очень медленно шли к тому, чтобы нормализовать отношения - от Дня северных территорий ( он широко отмечался в Японии) и достаточно жесткой антияпонской пропаганды в Советском Союзе к первым контактам Михаила Горбачева, к Токийской декларации Бориса Ельцина 1993 года, где было зафиксировано, что территориальный вопрос все-таки существует. До этого Россия говорила, что такого вопроса нет: “ Курилы наши ” . Потом были “ встречи без галстуков ” Рютаро Хасимото и Бориса Ельцина, которые встречались сначала в России, потом в Японии. Потом было много контактов Владимира Путина в ходе его первой "большой восьмерки" в 2000 году и официальный визит. Потом все пошло на спад. Отношения и так находились в замороженном состоянии. Теперь они могут пойти вниз».


Обозреватель РС, в свое время служивший на флоте, практически исключает вероятность того, что российские пограничники вели по японскому судну огонь на поражение: «Я совершенно точно знаю, что у советских моряков в свое время была необязательность применения оружия. Сначала ведется огонь на упреждение, очень редко ведется на поражение. Практически никогда не ведется огонь по гражданским судам, можно сказать, что никогда, на самом деле. Об этом, кстати, говорит и статистика: за 50 лет это впервые получилось так. Обязательно даются в том случае, когда не представляется возможным [ сразу ] задержать судно, просто обращениями, вывешиваниями сигналов - рулевыми сигналами, есть флажные, световые, звуковые, ракеты, все что угодно. Когда не представляется возможным все это сделать, или ответа не получено, производится стрельба по курсу уходящего корабля в направлении баков, в направлении носа корабля, но не в сам нос корабля. Этим как бы останавливается уходящее судно». По мнению Данилы Гальперовича, попадание в японского рыбака произошло случайно, особенно с учетом погодных условий и большой скорости, с которой обычно двигаются шхуны.