«Убедить западную публику, что Тиди ворует, гораздо сложнее, чем в людоедстве Ходорковского»

Следствие полагает, что Брюс Мизамор, Дэвид Годфри и Тимоти Осборн, используя свое служебное положение, вступили в сговор с целью присвоения зарубежных активов НК ЮКОС

Генеральная прокуратура России возбудила уголовные дела в отношении бывшего президента акционерного общества «Нефтяная компания ЮКОС» Стивена Тиди и топ-менеджеров компании. Дело возбуждено по статьям «Присвоение или растрата вверенного имущества» и «Легализация доходов, приобретенных преступным путем». Это последовало после решения Амстердамского суда, который постановил, что Group MENATEP может претендовать на деньги ЮКОСа, как один из главных кредиторов компании.


В сообщении Генеральной прокуратуры, опубликованном на ее официальном сайте, говорится, что уголовные дела возбуждены в отношении двух бывших топ-менеджеров ЮКОСа: финансового директора Брюса Мизамора и специального советника по управлению компанией Дэвида Годфри, а также директора компании Group MENATEP Тимоти Осборна. Все обвиняемые управляли ЮКОСом до того, как компанию объявили банкротом. Следствие полагает, говорится в сообщении, что указанные лица, используя свое служебное положение, вступили в сговор с целью присвоения зарубежных активов ОАО «Нефтяная компания ЮКОС». При этом, по мнению следствия, им было достоверно известно, что одной из учрежденных в Голландии НК ЮКОС компании принадлежит часть акций ряда зарубежных компаний. С целью завладения этими акциями Стив Тиди зарегистрировал в апреле прошлого года в Нидерландах специальный фонд, назначив его руководителями себя, Мизамора, Годфри, и Осборна. Фонду голландская компания безвозмездно передала акции иностранных компаний. Указанные лица, полагает следствие, незаконно получили возможность распоряжаться акциями по своему усмотрению.


По оценке Генпрокуратуры, используя такую же схему, злоумышленники завладели акциями еще 20 дочерних компаний корпорации, которая являлась дочерней компанией ЮКОСа. В итоге в распоряжении Тиди, Мизамора, Годфри и Осборна оказались активы на сумму более 10 миллиардов долларов в виде денежных средств, облигаций, акций промышленных предприятий, портфельных вложений в различные зарубежные фонды и денежные средства, находящиеся в доверительном управлении в трастах и зарубежных банках, - отмечается в сообщении Генпрокуратуры. Используя свое служебное положение, эти люди похитили и легализовали чужое имущество, чем и причинили особо крупный ущерб собственнику - акционерному обществу «НК ЮКОС», расположенному на территории России.


Ситуацию комментирует Юлия Латынина: «Это уже примета такая: как только начинают делить новый кусок собственности ЮКОСа, в ЮКОСе немедленно появляется новая "волна" преступников. В данном случае речь идет о Мажейкяйском нефтеперерабатывающем заводе, который принадлежит голландскому трастовому фонду. Русские власти сначала попытались сменить руководство этого фонда, потом, соответственно, пытались сменить руководство самого зарубежного ЮКОСа, а потом, в конце концов, господин [Эдуард] Ребгун, внешний управляющий, подал в суд города Нью-Йорка о том, чтобы запретить голландскому суду продавать Мажейкяйский НПЗ, потому что, если его продаст голландский суд, то деньги будут распределены между нормальными зарубежными кредиторами ЮКОСа, чего, понятно, не очень хочется господину Ребгуну.


До этого момента все было очень нормально. Я даже помню, что мы с приятелями обсуждали, какой умный Ребгун, что он подал это дело в Нью-Йоркский суд, то есть научились люди, потому что действительно есть определенная легальная технология, все такого рода сделки чрезвычайно сложные. И вдруг нате: выкатывается прокуратура... уголовное дело. Я совершенно себе не представляю, как в голландском суде теперь будет это разбираться. Потому что будет голландский судья, который должен, напоминаю, продать эти активы по просьбе ЮКОСа и распределить деньги между кредиторами нормальными, в суде же голландском доказанными. И тут к нему придут, видимо, российские власти и скажут: а вот эти люди преступники. А что они сделали? - скажет голландский судья. А они требуют в вашем голландском суде продать и заплатить нормальным кредиторам деньги, а мы все хотим себе».


Обвиняемый Генпрокуратурой Брюс Мизамор уже отреагировал на действия Генпрокуратуры России. В его заявлении говориться, что действия российских властей демонстрируют те немыслимые пределы, до которых может дойти месть ЮКОСу и MENATEP. Маловероятно, что кто-то из обвиненных Генпрокуратурой будет экстрадирован в Россию.


«Способы влияния на ситуацию вокруг ЮКОСа значительно сужаются для топ-менеджеров компании, которые являются иностранными гражданами, - комментирует происходящее обозреватель журнала «Профиль» Петр Орехин. - С точки зрения акционеров ЮКОСа и с точки людей, против которых возбудили уголовные дела, тоже все понятно. Естественно, для них это очередная "черная метка" от российских властей».


Журналист считает, что на карьере бывших управляющих нефтяной компании эта история может сказаться позитивно - отношение к «делу ЮКОСа» на Западе не в пользу российских властей, и человек, против которого возбудего уголовное дело в России дело, может сказать, что пал жертвой собственной честности.


«Ни одного человека из ЮКОСа, даже российского гражданина, пока достать не удалось Генпрокуратуре, Что говорить можно об иностранных гражданах? Неужели Соединенные Штаты, Великобритания или кто-то еще выдаст Стивена Тиди или Тима Осборна? Мне кажется, это просто факт психологического давления, лишний способ ограничить возможности влияния этих людей на ситуацию и не пустить их в Россию», - говорит Петр Орехин.


«Думаю, это одна из самых глупых вещей, которую российская власть пока сделала в "деле ЮКОСа". Это тем более удивительно, что с технологической точки зрения команда власти действует все более и более здраво. То есть там постоянно, видимо, происходит внутреннее воспитание людей, которые чисто технически учатся решать вопросы все более правильно. Возбудить уголовное дело на иностранцев, то есть на тех людей, которые менеджерством зарабатывают себе на хлеб и просто будут вынуждены доказывать, что они не верблюды, (потому что в противном случае их вообще никто не возьмет на работу, их репутация будет сломана), убедить западную публику в том, что Тиди ворует - гораздо сложнее, чем убедить в том, что Ходорковский кушает детей на завтрак. Тут надо еще понимать, что возбудить уголовное дело на западных менеджеров ЮКОСа означает сделать это дело подсудным на Западе. Плюс в качестве уголовного дела написать те самые элементы, по которым эти же западные менеджеры в западный голландский суд подали и которые голландскому суду прекрасно известны, - это мне кажется не очень разумным и очень странным по сравнению с тем, что в последнее время, как я уже сказала, команда, банкротящая ЮКОС, действует в основном профессионально. У меня такое впечатление, что просто вокруг ЮКОСа бегает масса людей, которые пытаются отличиться и заработать себе какие-то погоны - не погоны, но просто отличия. А чтобы отличиться, не надо принимать рациональных действий, надо предпринимать действия, про которые ты потом можешь, придя в Кремль: вот как я старался. Последствия этих действий могут быть самые катастрофические», - подводит итог Юлия Латынина.