Международный миротворческий контингент для размещения в Ливане пока и не сформирован

Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Кирилл Кобрин.



Александр Гостев : Международный миротворческий контингент, который должен быть размещен в Южном Ливане, так пока и не сформирован. После отказа Франции возглавить его, на эту роль стала претендовать Италия. Соединенные Штаты в свою очередь предложили масштабную программу помощи Ливану. Над этой темой сегодня работал мой коллега Кирилл Кобрин.



Кирилл Кобрин: По мере того, как стороны ливанского конфликта продолжают в общих чертах выполнять условия соглашения о прекращении огня, внимание политиков и дипломатов перемещается с собственно военных проблем на политические. Это касается, как усилий международного сообщества по установлению мира в Ливане и на Ближнем Востоке, так и политической ситуации в самом Израиле.


Начнем с дипломатии. После того, как Франция отозвала свое предложение возглавить миротворческий контингент ООН, который будет размещен на Юге Ливана, о своем согласии взять на себя эту миссию заявила Италия. Премьер-министр страны Романо Проди высказал предположение, что Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан может принять соответствующее решение уже в конце этой недели. По некоторым данным, Италия может направить в Южный Ливан до трех тысяч военнослужащих. Инициативу Италии приветствовало и ливанское правительство, об этом заявил министр информации кабинета Гази Африди. Израиль также поддержал итальянское предложение.


Канцлер Германии Ангела Меркель подчеркнула, что миротворческий контингент должен быть как можно скорее сформирован и направлен в Ливан.



Ангела Меркель : Если говорить о выполнении резолюции Совета Безопасности ООН, я думаю, что необходимо как можно скорее направить на Юг Ливана, хотя бы часть миротворческих сил, поскольку, как показывают последние события, перемирие там очень хрупкое.



Кирилл Кобрин: Сказала Ангела Меркель.


С важными предложениями по ливанской проблеме выступил президент США Джордж Буш. С подробностями наш корреспондент в Вашингтоне Аллан Давыдов.



Аллан Давыдов: Джордж Буш провел часовую пресс-конференцию в Белом доме. Он призвал без проволочек разместить международные силы в поддержку хрупкого перемирия на Юге Ливана в соответствии с резолюцией Совета безопасности ООН, принятой неделю назад.



Джордж Буш: Международное сообщество должно без промедления назначить руководство этих новых международных сил, четко определить круг их обязанностей и разместить их как можно скорее в целях обеспечения мира.



Аллан Давыдов: Буш сказал, что Соединенные Штаты обеспечат поддержку международным миротворцам в Ливане. Он также пообещал усилить содействие подготовке регулярной армии Ливана в составе общего пакета помощи, который, среди прочего, будет содержать средства на восстановление в Ливане жилых домов, школ и дорог.



Джордж Буш: Сегодня я объявляю, что Америка направит больше средств на гуманитарно-восстановительную деятельность в Ливане. Вся сумма превысит 230 миллионов долларов.



Аллан Давыдов: Американский президент отметил необходимость скорейшей выработки Советом Безопасности ООН еще одной резолюции по Ливану, которая бы уточнила пределы полномочий международных миротворцев в этой стране. Как поясняет представитель США в ООН Джон Болтон, установление полного контроля над территорией Ливана демократически избранным правительством страны невозможно, пока не будут разоружены формирования группировки «Хезболлах».



Джон Болтон: До тех пор, пока боевики «Хезболлах» остаются вооруженными в южной или других частях Ливана, будь это оружие у них в руках или запрятано, - силы международных миротворцев и вооруженные силы Ливана будут оставаться уязвимыми для новых атак со стороны «Хезболлах».



Аллан Давыдов: Болтон сказал, что понимает колебания стран, предоставляющих миротворческий персонал для Ливана. Дело в том, что международные миротворцы не наделены полномочиями искать оружие, запрятанное боевиками «Хезболлах». Их задача - только содействовать ливанскому правительству.



Кирилл Кобрин: Корреспондент Радио Свобода в Вашингтоне Аллан Давыдов.


Между тем, перемирие в Ливане, несмотря на некоторые инциденты, сохраняется, а израильское руководство подводит политические итоги так называемой «второй ливанской войны» и обсуждает возможную послевоенную политику в отношении ближайших соседей, прежде всего, Сирии. С подробностями наш корреспондент Ровшан Гусейнов.



Ровшан Гусейнов: В Израиле разразилась настоящая буря в связи с заявлением министра внутренней безопасности Ави Дихтера о возможности территориальных уступок в обмен на мир с Сирией.


Премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт заявил, что на данном этапе возможность возобновления переговоров с Сирией исключается.



Эхуд Ольмерт: Когда Сирия перестанет поддерживать террор, перестанет снабжать ракетами и оружием тех, кто использует их против израильских граждан и солдат, тогда, конечно, мы будем рады вести с ней переговоры.



Ровшан Гусейнов: Ольмерт назвал Сирию «агрессивным участником оси зла», напомнив, что ещё неделю назад сирийские ракеты падали на Израиль во время войны с «Хезболлах».


На прошлой неделе о возможности переговоров с Сирией говорили министр обороны Амир Перец и министр иностранных дел Ципи Ливни. Между тем, руководство правых партий «Наш дом - Израиль» и «Ликуд» резко раскритиковали предложение Дихтера. Даже ветеран израильской политики, ярый сторонник мирного урегулирования арабо-израильского конфликта Шимон Перес на данном этапе высказался против мирных переговоров с Сирией.



Кирилл Кобрин: Во время военных действий и политики, и эксперты отмечали удивительное единство в израильском обществе по поводу операции против группировки «Хезболлах». Однако стоило начаться перемирию, как мнения и общества, и политиков разделились, нет единства даже в рядах правительства. Почему? Я спросил об этом израильского журналиста Аарона Мунблита:



Аарон Мунблит : В Израиле всегда считали, что консенсус в обществе является следствием внешней угрозы. И эта угроза объединяет евреев во время военных действий. Однако не успевают умолкнуть пушки, и начинают говорить политические деятели. Критика в обществе является, вероятно, здоровым проявлением открытого демократического общества, в котором существует плюрализм мнений. Таким образом, я бы сказал, что нынешняя ситуация вполне характерна.


Если позволите, я напомню очень известную фразу бывшего Госсекретаря США Генри Киссинджера: "У Израиля нет внешней политики, есть только внутренняя.



Кирилл Кобрин: Давайте вернемся к принципиальным различиям между правыми и левыми. В чем это различие в вопросе дальнейшей ситуации в отношении Ливана и Сирии?



Аарон Мунблит : Что касается Ливана, я не думаю, что здесь есть особые различия в подходе правых и левых, поскольку с Ливаном у Израиля нет никаких проблем, нет территориальных проблем, не считая ферм Шиба, которые на самом деле принадлежат Сирии. Поэтому, если говорить о принципиальных различиях, лучше, наверное, говорить, действительно, о Сирии. Тот факт, что сегодня заговорил Амир Перец о Сирии, он, в общем-то, несколько странный. В общем-то, наверное, сейчас не время говорить о Сирии. Надо сначала решить вопросы, связанные с выполнением резолюции 1701. Сирия - это отдельный и большой разговор. Связан он, скорее всего, с тем, готова ли вообще Сирия на мир с Израилем, вне зависимости от условий.



Кирилл Кобрин: Мнение израильского журналиста Аарона Мунблита.