Российские моряки - заложники долговых споров

Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Юрий Багров.



Кирилл Кобрин : Только за последние пять лет за рубежом было арестовано и задержано по меньшей мере 15 судов, на которых находились российские экипажи. В большинстве случаев финансовые претензии предъявлялись владельцам кораблей. Российские моряки становились заложниками долговых споров. По сей день из десятков задержанных моряков, домой удалось вернуться единицам. В чем причина такой ситуации? Об этом корреспондент Радио Свобода Юрий Багров.



Юрий Багров: 13 граждан России более недели находятся в Либерии практически в статусе заложников. В начале августа эстонское судно «Тахома Рифер» с российскими моряками на борту вошло в порт либерийской столицы Монровии. 18-го числа на корабле произошёл пожар, в результате которого сгорела кормовая часть и машинное отделение. Моряков разместили в помещении без удобств. Все документы находятся в миграционной службе Либерии, выдадут их, когда они покинут страну. Ситуация осложняется тем, что владельцы судна должны определенную сумму денег за обслуживание судна в порту. И пока эстонская компания не расплатится, русских моряков будут держать в Монровии качестве заложников. Подробности у нашего корреспондента в Архангельске Игоря Ключникова.



Игорь Ключников : Одними из первых о ситуации, сложившейся в Либерии, средствам массовой информации рассказали жены русских моряков. Накануне они вернулись из Москвы. В столице они пытались обратить внимание на случившееся сотрудников Министерства иностранных дел. Рассказали об условиях содержания мужей. Стоит отметить, что моряки не привиты даже от малярии, а все медикаменты сгорели вместе с судном.


Галина Савина, супруга матроса Александра Савина, ежедневно по несколько раз связывается с ним по телефону.



Галина Савина : Сашенька, скажи, пожалуйста, в каких условиях вы на данный момент живете?



Александр Савин : В таких же условиях, в том же месте. В антисанитарных условиях. Свиньи в хлеву лучше живут.



Галина Савина : Что вам обещают?



Александр Савин : Ничего не обещают. Говорят: «Когда дадут деньги, тогда поедете домой».



Игорь Ключников : В Северном региональном профсоюзе моряков считают, что подобной ситуации не случилось бы, если судно было бы российским. Однако, по статистике, под иностранными флагами в море работает более 25 тысяч наших соотечественников. И механизм действий, в том числе и в ситуации, сложившейся в Либерии, должен быть отработан.


Вариантов разрешения ситуации два. Либо под влиянием профсоюза моряков Эстонии и России компания-судовладелец расплатится с либерийским портом, либо Министерство иностранных дел все-таки убедит африканцев в том, что вопрос с долгами не решается за счет неповинных людей. Жены моряков считают, что последний вариант наиболее верный.



Галина Савина: Все оповещены, но никто нам не помогает. Государство должно вывезти наших мужей за свой счет, а потом уже разбираться с судовладельцем.



Юрий Багров: С экипажа другого судна «Лучагорск», которое накануне было захвачено в водах западноафриканского государства Гвинея, сняты все обвинения. Сейчас идет разбирательство между швейцарской компанией, фрахтовавшей танкер, и официальными властями Гвинеи. Подробности задержания судна "Лучегорск" у корреспондента Радио Свобода Сергея Соколова.



Сергей Соколов : Во вторник утром российский танкер «Лучегорск» был захвачен вооруженными людьми у берегов Гвинеи Биссау в Атлантическом океане. Причем, по словам представителей компании «Приморское морское пароходство», в момент захвата судно находилось в экономической зоне Сьерра-Леоне. Как сообщил директор департамента флота компании «Приморское морское пароходство» Андрей Сычев, 19 российских моряков и один китайский переводчик фактически оказались в положении заложников.



Андрей Сычев : К судну подошли две лодки, на борт судна высадились вооруженные автоматами Калашникова люди с опознавательными знаками береговой охраны государства Гвинея. Капитану было предъявлено обвинение, что судно находится в экономической зоне государства Гвинея и занимается незаконными операциями по банкировке. Капитан судна Юрий Щербинкин попытался доказать, что судно находится в экономической зоне смежного государства. Его доводы сочли недостаточными и предложили оплатить штраф на месте в размере 20 тысяч долларов США.



Сергей Соколов: Таких денег на судне не было, но капитан отдал всю судовую кассу - 7 тысяч долларов, а захватчики направили танкер в гвинейский порт Канакри. Это притом, что все документы и паспорта у членов экипажа были в полном порядке, а данные GPS указывают на то, что «Лучегорск» в территориальные воды Гвинеи не заходил. После того, как танкер встал к причалу, капитан судна сумел доказать неправомерность задержания «Лучегорска».



Андрей Сычев : Капитан сумел доказать, что на момент захвата судно находилось в экономической зоне Сьерра-Леоне. Обвинения с капитана и с судна сняты. В настоящий момент предъявлено обвинение фрахтователю - швейцарской компании «Адакс» - о том, что на протяжении последних четырех месяцев какой-то из танкеров этой компании занимался, по информации официальных властей Гвинеи, незаконными банкировками в экономической зоне этого государства. Вполне возможно, перепутали пароход.



Сергей Соколов : Ошибка официальных властей Гвинеи, по словам Андрея Сычева, очень напоминала классическое пиратство, тем более что это нападение на «Лучегорск», который снабжает топливом суда, работавшие в экономической зоне Сьерра-Леоне, не первый подобный случай с пароходами МПМ.



Андрей Сычев : Первоначальные действия, которые были произведены в отношении экипажа, то есть это грабеж чистой воды. Деньги просто забрали, угрожая оружием. По информации капитана, люди, которые высадились на борт, были в нетрезвом состоянии, поэтому это все немножко нагнетало обстановку. Три месяца назад что-то подобное произошло на танкере «Шкотово». Это тоже танкер "Приморского морского пароходства", который работает примерно в этом же районе. И по предварительному анализу, который мы сделали, возможно, что нападавшие на «Шкотово» (а там все закончилось тоже вымогательством, грабежом на сумму 3 тысячи долларов США) и с танкером «Лучегорск» - это, вполне возможно, одни и те же люди.



Сергей Соколов : Сейчас жизни членов экипажа находятся вне опасности. Кроме того, накануне на борту «Лучегорска» побывал российский консул. Как сообщают в компании «Приморское морское пароходство", к российскому экипажу у официальных властей Гвинеи претензий нет.



Юрий Багров: Около года назад 12 российских моряков вернулись домой из нигерийской тюрьмы, где они находились 6 месяцев. Непосредственное участие в освобождении российских граждан принимал посол доброй воли ЮНЕСКО Ара Абрамян. Именно он договаривался с властями африканского государства о досрочном освобождении моряков. В чем причина подобного отношения иностранных властей к российским гражданам, и адекватные ли усилия предпринимает правительство России для освобождения соотечественников? На этот вопрос я попросил ответить посла доброй воли ЮНЕСКО Ару Абрамяна.



Ара Абрамян : В последнее время я услышал, посмотрел, что наших моряков арестовали в Гвинее. Конечно, этот случай... Наше посольство работает, МИД работает. МИД делает, что он может делать. Мне кажется, иногда не хватает четкого механизма действия. Потому что у МИДа есть официальная позиция. Сегодняшние возможности МИДа, мне кажутся, недостаточными, чтобы при таких случаях он очень быстро реагировал, очень быстро принимал какие-то действия, чтобы они не попали в тюрьму. Мне кажется, нужен какой-то четкий механизм. То, что касается уважения наших моряков, в первую очередь, мы должны сами себя уважать. Наши граждане, наше государство должно уважать своих граждан. Это самое главное. Мы сами должны уважаться себя, что мы одно целое, если хочешь этого от других властей, от других государств.