«Алкоголь временно не продаем»

Желание чиновников навести в алкогольном бизнесе порядок пока что порождает только хаос

В российские магазины возвращается импортный алкоголь. И регионы – не исключение. В начале июля, когда вступил в силу новый федеральный закон, почти вся импортная продукция исчезла. Ситуация меняется, но крупные поставщики алкоголя говорят, что кризис, вызванный введением Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС), только начинается.


В большинстве томских кафе сегодня можно встретить такое объявление «Алкоголь временно не продаем». Того, что появляется в барах, надолго не хватает. В одном из самых дорогих ресторанов Томска «винную карту» клиентам даже не предлагают - из 40 видов выпивки осталось лишь четыре вида водки. Количество поставщиков алкоголя в Томской области сократилось больше чем в два раза, из 35 компаний на рынке осталось только 15. Это связано с тем, что больше половины фирм не перерегистрировали форму собственности. По закону об обороте алкогольной продукции торговать и поставлять спиртное не могут частные предприятия, а только акционерные общества.


Кроме этого, компании должны установить систему ЕГАИС. С ее помощью можно отследить путь каждой бутылки от производства до продажи. С 1 июля торговля вне этой системы учета запрещена, а еще и новых акцизных марок не хватает. Все это разоряет сегодня алкогольный бизнес, считает Станислав Кацоев, директор оптовой фирмы по поставке спиртного: «Странно, что это делается вот так, вот таким способом, такими методами, потому что, условно говоря, ограничения касаются легальной продукции, безусловно, легальной и, безусловно, качественной».


Алкогольный бизнес в последнее время приносит не прибыль, а одни проблемы. Несет многомиллиардные убытки и государство, но сделать пока с этим ничего не может. Тем временем, малый бизнес разоряется. Вся эта ситуация, говорят оптовики, может означать лишь то, что грядет серьезный передел рынка и возможная госмонополия на спиртное. На вопросы, какие перспективы у частного бизнеса особенно в регионах и когда закончится «алкогольный кризис» РС рассказывает директор розничной торговли компании по продаже алкогольной продукции в Томске Евгений Макаров.


- Импортный алкоголь возвращается в магазины, Вы можете сказать, что кризис позади?


- Нет. Кризис только начался на самом деле. Потому что импорта на территорию Российской Федерации ввозится очень мало. То есть у одного из импортеров буквально 45 дней ждали 30 фур, которые стояли на границе из-за того, что не было акцизных марок. Соответственно, отсюда возникает острый дефицит и нехватка продукции.


- Что порождает этого кризис? Это нехватка именно акцизных марок, нехватка самого товара, какие-то административные препоны?


- Скорее всего, административные препоны, как вы выразились. То есть дело в том, что та цепочка, которую хотело выстроить правительство, на текущий момент не действует практически даже на 20%. Ситуация такая, что все импортеры ждут определенное количество времени, чтобы напечатать марки, хотя товар за границей уже оплачен, готов грузиться в фуры и везтись на территорию Российской Федерации. Вы сами можете предположить, сколько на текущий момент «замороженных» денег у нас стоит на складе, потому что переклейка по решению правительства будет происходить именно на складе дистрибутора, то есть той компании, которая имеет оптовую лицензию и лицензию на хранение. Банки не идут на уступки, и кредиты выдаются в минимальном количестве, и под залог товара не выдает никто.


- Я так понимаю, что в нынешней ситуации выживут в России только сильнейшие компании, крупные компании. Это и есть передел рынка, на ваш взгляд?


- Месяца полтора тому назад господином Драгановым было внесено предложение на рассмотрение в Госдуму ввести госмонополию именно в алкогольной отрасли. В каждом субъекте Российской Федерации открывается некое учреждение – либо ООО, либо ОАО, которое занимается алкогольным бизнесом, реализацией на территории города. То есть это первый шаг нашего правительства к переделу рынка. На текущий момент они рассматривают законопроект, или даже, возможно, его приняли, что с 1 февраля 2007 года система ЕГАИС будет также вводиться в рознице.


- Ну а что касается Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС), как вы считаете, нужен такой контроль?


- Я думаю, что нет. Можно было сделать другим образом: просто все это подавать именно в местный налоговый орган, чтобы наши налоговые органы контролировали все эти вещи, но не всероссийские… Ситуация немножко разрешилась буквально где-то недели три тому назад. Фрадков внес некие поправки и сказал, что можно отгружать в ручном режиме. Но это занимает очень длительный период времени - от трех часов и максимум до двух дней. Если разговаривать про московских поставщиков, то отгрузка может производиться в течение недели. Потому что Россия большая.


- Тогда зачем это нужно?


- Есть желание наших высших эшелонов навести в алкогольном бизнесе порядок. Но на текущий момент здесь, наоборот, творится хаос. Мои предположения, что более-менее все стабилизируется к новому году. Но это не факт… Однозначно могу сказать, что цена повысится минимально от 15% и максимально до 40.