Почти половину всей электроэнергии в России вырабатывают тепловые электростанции, работающие на природном газе. Гидростанции и атомные, даже вместе взятые, - в 1,5 раза меньше, сообщает Минпромэнерго. Газ дорожает, а рост его добычи в России отстает от роста спроса. Может ли уголь заместить газ в национальной энергетике?
Только что Министерство промышленности и энергетики России представило данные по объемам выработки электроэнергии в стране за первые семь месяцев года. Из них следует, в частности, что на долю тепловых электростанций пришлось почти 67% общей выработки, то есть вдвое больше, чем на долю гидростанций и атомных, вместе взятых. В свою очередь, в секторе тепловых станций доминируют те, которые используют в качестве топлива природный газ – до 70% производства. Другими словами, почти половина всей российской электроэнергетики работает именно на газе. И такая структура сложилась не сама по себе, не просто потому, что газа в стране много...
Примерно четверть века назад в СССР начали так называемую «газовую паузу» - то есть увеличение доли газа в энергетике, пока не она научится более эффективно использовать другие виды топлива. И были уверены, что берут эту «паузу» лишь на время. Всегда считалось, что использовать для производства электроэнергии газ в принципе дороже, чем, скажем, тот же уголь, если, конечно, применить эффективные технологии. Не говоря уже о том, что газ – сырье для производства минеральных удобрений или синтетических волокон. «Переработав одну тысячу кубометров газа в газохимической или топливной промышленности, можно получить новой продукции примерно на 7 тысяч рублей, по нашим оценкам, а если тот же газ использовать на тепловой электростанции – только на 3 тысячи рублей», - говорит аналитик инвестиционной компании «Проспект» Алексей Соловьев.
Тем не менее, российская энергетика потребляет сегодня больше газа, чем вся остальная экономика. «Более 40% общего потребления газа в России приходится на тепловые электростанции, - отмечает аналитик инвестиционной группы "АТОН" Дмитрий Скрябин. – Около 20% потребляет население, и примерно 35% - промышленность и сфера услуг».
Уголь – конкурент мирного атома
Цены на газ растут даже в России, а добывать новый – все сложнее. Энергетики открыто говорят, что уже в скором времени газа им может не хватить. «Газпром», со своей стороны, предлагает им шире использовать другие виды топлива. Самое очевидное из них – уголь, запасы которого в сотни раз превышают запасы газа. И в США, и в Европе с новейшими технологиями сжигания угля во многом связывают будущее энергетики. Эти же технологии можно считать наиболее перспективными и для России, но еще не завтра и не повсеместно, полагает Алексей Соловьев. «Учитывая специфику российской энергетики – старое оборудование и дефицит инвестиций, в большинстве случаев экономически более эффективным пока остается использование газовых технологий. Появись деньги, модернизировать электростанцию, работающую на газе - гораздо проще и дешевле, чем построить новую станцию, где будут использоваться современные угольные технологии».
Новейшие угольные электростанции, использующие, в частности, технологию газификации угля, требуют пока больших начальных затрат. «Нынешняя стоимость строительства такой станции вполне сопоставима со стоимостью новой атомной станции – 1,5- 2 тысячи долларов за каждый киловатт установленной мощности, - говорит Дмитрий Скрябин. – Тогда как современные парогазовые установки, использующие для выработки электроэнергии тот же газ, но – более эффективно, обходятся в 600-700 долларов за каждый киловатт мощности».
Себестоимость выработки одного киловатт-часа электроэнергии на новейшей угольной электростанции, по экспертным оценкам, также оказывается пока примерно вдвое выше, чем на станции парогазовой. «В будущем новейшие угольные электростанции могут оказаться одними из самых эффективных производителей энергии, - продолжает Скрябин, - Во многих случаях – даже эффективнее атомных или гидростанций. Но не ранее, чем удастся значительно сократить затраты на их строительство и эксплуатацию».
Рынок угля и монополия на газ
Если в России половина всей электроэнергии вырабатывается сегодня на природном газе, то в Соединенных Штатах – на угле, запасы которого здесь - самые крупные в мире. Один из проектов Министерства энергетики США предусматривает появление уже к 2010 году электростанций, использующих технологию газификации угля, строительство которых будет обходиться значительно дешевле, чем в 1000 долларов за один киловатт установленной мощности. Уголь доминирует в энергобалансе и многих стран Европейского союза, где также представлены крупные проекты реконструкции действующих и строительства новых угольных станций, рассчитанные на 10-20 лет.
«В России лишь отдельные электростанции используют более или менее современные угольные технологии, например, вихревые или "кипящего слоя", - говорит Алексей Соловьев. – Причем такие установки можно найти, скорее, в Сибири, чем в Европейской части. В Центре давно создана разветвленная система газопроводов, а местного угля - мало. В Сибири – наоборот».
В целом рынок угля в России уже сложился именно как конкурентный рынок, тогда как рынок газа назвать рынком трудно: здесь доминирует один-единственный монополист, добавляет Дмитрий Скрябин. «Российские энергокомпании могут выбирать поставщиков угля и заключать с ними долгосрочные контракты, но у них нет такой возможности в отношении "Газпрома"». Кроме того, если сегодня в России газ и уголь стоят примерно одинаково, то в будущем разница в ценах значительно возрастет за счет удорожания газа. Сегодня он стоит в России вчетверо меньше, чем за рубежом. «В Европе, США, Японии или Китае цена газа в разы превышает стоимость угля, - продолжает Скрябин. – И в этом контексте угольная генерация в долгосрочной перспективе – наиболее эффективный, с экономической точки зрения, путь для электроэнергетики».