В этом году исполняется 35 лет со дня основания одной из самых известных достопримечательностей Датского королевства - колонии хиппи Кристиания. Кристианиты, как сами себя называют ее обитатели , пережили разные времена. Нынешнее правительство страны намерено закрыть наконец беспокойный анклав.
Название копенгагенской Кристиании дала отнюдь не религия, а заброшенные армейские казармы, по строенные ещ е во времен а короля Кристиана IV. Именно сюда, выломав забор, переселились в 1971 году окрестные люмпены - хиппи, марксисты, бродячие поэты, бездомные гренландцы, - с ловом, все те, кто считал , что жить в капиталистическом обществе и быть от него свободным - задача вполне посильная.
Г ородские власти не собирались уступать территорию без боя. Не раз и не два полиция атаковала скваттеров, пролагая путь на баррикады с помощью служебных собак, дубинок и слезоточивого газа. Переселенцы не оставались в долгу, забрасывая стражей порядка кирпичами, бутылками с зажигательной смесью и картофелем, начин е нным лезвиями для безопасн ых бритв. Казалось бы , право однозначно стоит на стороне закона, однако попытки властей избавиться от нежеланных пришельцев неизменно вызывали негодование общественности. Таким образом, у исповедующей секс без границ и общество без насилия копенгагенской фронды появились 34 гектара собственной территории, которую сами кристианиты именуют вольным городом.
Сегодня у Кристиании есть все атрибуты государственности - собственный флаг, законодательство, органы управления, казна и даже некое подобие полиции. За время своего существования Кристиания стала авторитетным культурным центром. В год ее посещает до миллиона туристов, здесь расположено несколько арт-галерей и четыре концертных зала, а на андерграундные концерты с участием мировых знаменитостей съезжаются зрители со всей Европы.
Однако, говоря о Кристиании, невозможно обойти вниманием весьма болезненную тему. Официально наркотические препараты в Дании запрещены, однако неотъемлемой частью культуры кристианитов всегда была активная продажа и потребление так называемых «легких» наркотиков. Неудивительно поэтому, что за годы своего полулегального существования Кристиания в глазах обывателей обрела мрачную славу европейского центра наркоторговли и рассадника преступности. Как говорит начальник криминальной полиции Копенгагена Пер Ларсен, «з а последние годы кристианиты в значительной степени утратили контроль над местной наркоторговлей. Рынком теперь заправляют датские рокеры и этнические криминальные группировки, стремящиеся урвать свою долю гигантского финансового пирога. Разговоры о том, что ежегодно в Кристиании прода е тся наркотиков на миллиард датских крон , весьма близки к истине. Заблокировав два года назад торговлю гашишем и марихуаной на местной Пушер-стрит, мы понимали, что полностью искоренить е е не сможем. Однако нам важно было констатировать, что с закрытием Пушер-стрит наркоторговля не переместилась в другие районы Копенгагена.
Что же до будущего Кристиании и е е обитателей, то разгонять «вольный город» никто не собирается - мы пробуем найти решение, которое удовлетворило бы всех - за исключением, разумеется, самих наркоторговцев » .
С такой версией событий абсолютно не согласны сами кристианиты, убеждённые, что действия власти диктуются одним-единственным обстоятельством - астрономическими ценами на земли под застройку: ведь Кристиания находится буквально в 15 минутах ходьбы от центральной площади датской столицы.
« Дело совсем не в Пушер-стрит, дело в тех людях, которым по душе наш стиль жизни. А жить по - обывательски, имея единственной темой разговора, как и везде в Дании, лишь деньги - скучно. Власти говорят, что виноваты наркотики, а мы утверждаем, что вс е упирается в деньги. Деньги это самый сильный наркотик, который должен быть запрещен» , - считает жительница Кристиании Дорте Ла Кур.
Другой старожил в ольного города, инженер звукозаписи Эммерике Варбург развивает эту тему несколько в ином направлении : « Идеология Кристиании основана на том, что мы не обременяем себя собственностью, к примеру, домами , в которых жив е м, но которыми не владеем. Такое отношение к материальным благам делает уклад жизни кристианитов сопоставимым с жизнью индейских плем е н или гренландцев. Что же касается эффективности и продуктивности, то обитатели Кристиании и не стремятся к этому по одной простой причине - при таком темпе жизни мы теряем слабейших. Таково наше понимание демократии, сильно отличающееся от датской модели парламентаризма, существующей более 150 лет » .
Н ынешнее либерально-консервативное правительство Дании полно решимости окончательно решить вопрос с беспокойным анклавом. В 2004 году был принят закон, отвергающий Кристианию как коллектив с общей собственностью, что на практике означает возможность распродажи территории вольного города. Само собой разумеется, что такое решение было встречено кристианитами в штыки, однако вс е большее число датчан стоят в этом вопросе на стороне властей. Как поясняет свою позицию лектор антропологии Орхусского у ниверситета Деннис Н е рмарк , « К ристиания в е е сегодняшнем виде - это недемократичное и довольно эгоистическое общество. Образ жизни обитателей «вольного города» в большей степени приносит пользу им самим, нежели окружающим. Кристианиты утверждают, что могут жить обособлено от общества, однако в реальности анклав не может существовать без денег датских налогоплательщиков. Что же до принципов самоуправления, в котором участвуют все, то не секрет, что здешней жизнью реально заправляет клан местных старожилов. Поэтому привести жизнь Кристиании в соответствие с законами датского общества стало насущной необходимостью ».
За 35 лет, прошедших с возникновения одного из самых спорных явлений датской истории, Кристианию именовали по-разному. Одно из прижившихся названий вольного города звучит как « р ай неудачников». Большинство из тех молодых бунтарей, кто затевал этот социальный эксперимент , со временем остепенилось, некоторых уже нет в живых. Однако мечт у , воплощенн ую в этом городе в принципе нельзя убить - всегда, в любом поколении найдутся люди, готовые прожить свою жизнь так, как это умеют делать лишь в Кристиании .