Программу ведет Марк Крутов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Санкт-Петербурге Александр Дядин.
Марк Крутов: Пожар в Троицком соборе в Санкт-Петербурге стал, пожалуй, вторым крупным ЧП такого рода после пожара в московском Манеже. Собор сильно пострадал, хотя, к счастью, во время тушения удалось спасти все находившиеся внутри предметы, представлявшие какую-то культурную ценность.
Александр Дядин: Троицкий собор, или, как правильнее, собор Святой Живоначальной Троицы, был построен в первой половине XIX века по проекту архитектора Стасова. Это был один из красивейших православных соборов города. Его купол был виден издалека и всегда привлекал внимание своим необычным синим цветом. С начала 90-х годов прошлого века собор был закрыт на реставрацию, но все время не хватало средств. Реально восстановление начали только в 2004 году. И внутри, и снаружи стены собора были опоясаны деревянными строительными лесами, которые, по мнению пожарных, и явились главным источником огня.
Вот что рассказывал руководитель штаба по тушению пожара Александр Чуприян.
Александр Чуприян: Осложняется тушение пожара, естественно, тем, что большое количество сгораемого материала как внутри, так и снаружи собора. Очень большая высота.
Александр Дядин: Для тушения огня были задействовали около пятидесяти единиц пожарной техники. О сложности происшествия говорит и тот факт, что в тушении был задействован пожарный вертолет - случай редкий для исторических районов Петербурга. Милиционеры и служители храма, прихожане, рискуя жизнью, выносили церковную утварь.
Говорит одна из прихожанок, Татьяна Минина.
Татьяна Минина: Книги, документы, подсвечники, иконы – все, что из храма вытащили, утварь вся спасена.
Александр Дядин: По словам очевидцев, огонь распространялся очень быстро. Сначала дымовой столб, а затем и пламя от пожара были видны даже с Невского проспекта. К 19 часам обрушился главный купол собора. Позднее не выдержал и один из четырех боковых куполов. Как рассказал начальник главного управления МЧС по Санкт-Петербургу Леонид Беляев, последствия могли быть еще более страшными.
Леонид Беляев: Площадь пожара составила где-то 1800 квадратных метров. Пострадал центральный купол и западный. Все остальные три купола у нас остались нетронутыми, их сумели спасти. Больше того, мы успели вовремя вытащить самую ценную церковную утварь, - спасатели и прихожане. Пожар внутрь собора не распространился, внутри все абсолютно цело. Единственное, конечно, пострадали вот эти два купола.
Александр Дядин: По словам председателя комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Петербурга Веры Дементьевой, за то, что храм не сгорел целиком, следует благодарить его создателя. Архитектор Стасов спроектировал здание так, что даже обрушение главного купола не привело к уничтожению внутренних покоев собора, чего опасались все. По факту самого пожара заведено уголовное дело. Спасенные из Троицкого собора ценности отправлены в Александро-Невскую лавру.