Приамурье в предчувствии беды

В ноябре 2005 года, когда отравляющие вещества попали в реку близ Харбина, Россия тоже жила в ожидании экологической катастрофы

Грозит ли Амуру очередная экологическая катастрофа? Если да, то когда ждать подхода ядовитых веществ? Что именно и каким образом попало в китайскую реку? Четких ответов на эти вопросы до сих пор нет, информация поступает противоречивая.


Как и в предыдущих подобных случаях, нынешняя ситуация имеет ряд неясностей. Начать с того, что о сбросе ядов в Хабаровске узнали только через три дня после случившегося, да и то из сообщений китайских СМИ. Официальная информация от китайского генконсульства пришла ещё через сутки с лишним, лишь после запроса властей Хабаровского края. Но и она мало что прояснила.


Официальный ответ гласил, что сброс произведён с химического завода «Чанбай» в городе Цзяохе. Всего в реку Манню, приток Сунгари, попало 10 кубометров сточной воды. В то же время вернувшиеся из Харбина хабаровские экологи утверждают, что никакой аварии не было. По словам председателя хабаровского общества охраны природы Виктора Дубинина, химикаты перевозились на утилизацию. Однако те, кто их вёз, по непонятным пока причинам не доехали 30 километров до места захоронения ядов и слили отходы в реку.


«Каким-то образом местные власти обо всём быстро узнали, и на подходе к Цзилиню, в восьми километрах, организовали запруду, подняли специалистов. Речушка там небольшая, сделали два небольших так называемых выпуска и набросали мешков с активированным углём», - сказал Дубинин


Тогда почему в официальном ответе китайских властей однозначно говорится об аварийном сбросе ядохимикатов? На этот вопрос ясного ответа нет. Впрочем, власти Хабаровского края, экологов и простых жителей больше волнует другое: что именно было сброшено в китайскую реку и когда отрава придёт к Хабаровску?


Против каждой группу химикатов есть своя защита. Если это бензол, как утверждают некоторые китайские СМИ, тогда снова нужен активированный уголь. А если это ксилидин? Ведь в ответе китайского генконсульства говорилось именно о нём? И что это за вещество? Некоторую ясность внёс начальник управления охраны окружающей среды МПР Хабаровского края Виктор Бардюк: «Ксилидин - канцерогенное вещество. Он является ядом крови, блокирует дыхание при определённых условиях, разрушает печень».


В сообщении, полученном от генконсульства КНР в Хабаровске, утверждалось, что, благодаря принятым мерам, загрязнение в реке Манню локализовано до ее входа в Сунгари. То же самое, со ссылкой на китайских коллег, утверждает и Виктор Бардюк.


Судя по информации, предоставленной китайской стороной, тамошние специалисты успешно ликвидировали поступление ксилидина и других ядовитых веществ в реку Сунгари, поставили заградительные дамбы, в том числе из активировнного угля.


Однако китайские СМИ утверждают, что пятикилометровое пятно красного цвета уже достигло Сунгари. Поэтому власти Хабаровского края готовы к любому варианту развития событий. По расчетам Дальневосточного управления гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, пятно загрязнения может достичь Хабаровска 7-8 сентября.


Единственное, что пока успокаивает - это высокий уровень воды в Амуре. Сейчас он составляет три с половиной метра. По словам гидрологов, это существенно может понизить концентрацию вредных веществ, если они попадут в Амур.


Как сказал Виктор Бардюк, уже сейчас будет начат совместный с китайцами мониторинг Сунгари и Амура: «Будем отслеживать прохождение в городах ниже Цзилиня (это Харбин, Цзямусы, Тунцзян), общаться с китайскими специалистами по мониторингу. Будем также проверять воду на наличие других загрязнителей».


Впрочем, это пока всё, что можно предпринять в данной ситуации. Начальник Главного управления по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности правительства Хабаровского края Иван Сыч считает, что нужно возобновлять весь комплекс мероприятий, разработанный во время чрезвычайной ситуации в ноябре-декабре прошлого года.


Силы и средства Дальневосточного регионального центра МЧС России находятся в готовности к проведению мониторинга реки Амур в составе трех оперативных групп по 10 человек. Для определения концентрации в воде фенольно-бензольной группы в Хабаровске имеются семь хроматографов. Также в спасательном центре МЧС России есть резерв техники для подвоза питьевой воды населению. В то же время какой-либо паники и ажиотажа вокруг питьевой воды в городе не наблюдается.