«Запретят классическое правописание, которым пользуются оппозиционные газеты»

«Правильные» лозунги в Минске принято писать на русском


Президент Белоруссии Александр Лукашенко поручил министерству образования разработать новые правила орфографии и пунктуации белорусского языка. Как сказал Лукашенко, в настоящее время использование языка базируется на правилах, принятых в 1957 году. Как заявил глава Белоруссии, все в мире развивается, и это вызывает необходимость привести к единообразию существующие разрозненные правила. Показательно, что сам Лукашенко белорусским языком практически не пользуется, потому что на нем «невозможно передать всю глубину мысли».


Большинство специалистов от новых президентских инициатив не в восторге. Заведующий кафедрой теоретического языкознания Гродненского государственного университета имени Янки Купалы Павел Сцецко в 2004 году рецензировал проект новых правил правописания, подготовленный сотрудниками Института языкознания Академии наук Белоруссии. Он обеспокоен тем, что в новых правилах в очередной раз проявляется тенденция «русификации белорусского языка»: «Они требуют, чтобы писалось “ Янку Купале”... А нужно ведь: “Коласу, Купалу” – формы, характерные для белорусского языка. Они же все подгоняют, как в советские времена: “о Брежневе”. Иными словами, стараются сохранить старые русификационные нормы. Институт языкознания продолжает эту традицию. В словаре 2003 года под редакцией одного из авторов “ревизии” Подлужного оставлены все русифицированные формы. Я думаю, что эти люди от своего не отступят».


Дискуссии по поводу орфографии белорусского языка развернулись еще в начале 1990-х. В 1992 году Институт языкознания Академии наук, Союз писателей и «Таварыства беларускай мовы» (Общество белорусского языка) приняли заявление, в котором, в частности, признали фактом политического вмешательства в языковой процесс постановление 1933 года «Об изменении и упрощении белорусской орфографии». Правила 70-летней давности практически запрещали использование классического правописания, разработанного филологом Брониславом Тарашкевичем (его версия письменного строя белорусской мовы получила название «тарашкевицы» ) .


Сегодня «тарашкевицей» пользуются негосударственные общественно-политические издания, партии и движения национальной направленности, что не укрылось от внимания властей. Ученый-филолог Дмитрий Савка видит причины языковой ревизии именно в желании запретить «тарашкевицу»: «Скорее всего, цель здесь не столько в реформировании правописания. Как всегда, цель преследуется политическая. Все проекты, которые принимались в советское и постсоветское время, преследовали не столько лингвистические цели, сколько политические. И, как основную политическую цель я вижу запрет так называемой “тарашкевицы”. И автоматически – запрет изданий, которые ей пользуются».


В 1992 году была организована комиссия по усовершенствованию орфографии белорусского языка. В 1994-м поправки уже были готовы, однако юридически их так и не оформили. Только что избранный президентом страны Александр Лукашенко посчитал, что перед республикой стоят задачи куда более важные. Председатель «Таварыства беларускай мовы» Олег Трусов возвращение к инициативам середины 1990-х объясняет таким образом: «Cамое интересное, что поручили не Академии наук, а министру образования проводить реформу. Такого не было даже при большевиках, когда языковые реформы делали специализированные институты Академии наук. Поэтому ничего хорошего я не жду. Скорее всего, слово “президент” обяжут писать с большой буквы. И запретят классическое правописание, чтобы газеты, такие как “Наша нива”, больше не выходили. Так что, ничего хорошего я от этих реформ не жду».


В официальные структурах говорят, что бояться языковой «ревизии» не стоит. По словам директора Института языкознания Национальной академии наук Александр Лукашанеца, «это не реформа, а просто уточнение существующих правил. Тот вариант, который уже подготовлен, оптимален для сегодняшней языковой ситуации. Это базируется на выводах авторитетной государственной комиссии, которая рассмотрела вопросы, в связи с этим возникавшие в начале 1990-х. Они основаны на том, что существующее правописание не требует кардинальной реформы; целесообразно внести лишь некоторые коррективы с учетом произошедших изменений в языке в последнее время».


Ожидается, что проект новой редакции правил орфографии белорусского языка в течение двух недель будет внесен на рассмотрение Александра Лукашенко и утвержден президентским указом.