Депутат Юрий Савельев рассказывает свою версию штурма школы в Беслане

Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Олег Кусов.



Александр Гостев : Депутат Государственной Думы России Юрий Савельев на пресс-конференции в Москве сегодня подтвердил подлинность доклада, опубликованного на днях в российской печатной и электронной прессе. Депутат Савельев заявил, что парламентская комиссия по расследованию обстоятельств теракта в Беслане в сентябре 2004 года, членом которой он является с первого дня её работы, не проявила интереса к проделанной им работе по установлению причин гибели заложников. На встрече журналистов с депутатом Савельевым сегодня побывал корреспондент Радио Свобода Олег Кусов.


Добрый день, Олег! Каковы ваши впечатления?



Олег Кусов: Здравствуйте, Александр! Альтернативный доклад Юрия Савельева по расследованию обстоятельств трагедии в 1-й бесланской школе был опубликован в понедельник. В тот же день некоторые интернет-сайти распространили информацию о несоответствии текста публикации с текстом самого доклада Савельева. Но сегодня депутат на встрече с журналистами расставил все точки над " i ".



Юрий Савельев: Пользуясь случаем, хочу сказать, что я с этим сайтом ознакомился. Это полностью воспроизводит текст вот этого моего доклада, который передан комиссии. Я очень упорно работал в составе этой комиссии и могу сказать, что за всю свою научную и педагогическую деятельность... А я педагог с 40-летним стажем, я был 15 лет ректором военмеха, я специалист в области физики горения и взрыва, процессов, был заведующим кафедрой ракетостроения, кафедрой боеприпасов и так далее. Поэтому наличие такого человека в комиссии как бы предопределило мои возможности работы с большими массивами, обобщать данные, сводить их каким-то образом. Я хочу сказать, что, наверное, я, может быть, единственный сегодня человек в России, который прочитал все документы, какие относятся к проблеме Беслана. А именно, благодаря титанической работе Марины Литвинович (публикация стенограмм и заседаний судебного процесса над Нурпаши Кулаевым и выступления более трехсот свидетелей) дало уникальный совершено материал в истории криминалистики, когда обществу впервые, также как и следствию, были даны в распоряжение все документы людей. Это не была тайна следствия. Это вообще уникальный способ. Поэтому каждый может проделать ту работу, которую проделал я, и посмотреть, сделать свои собственные выводы.



Олег Кусов: Юрий Савельев установил, что пожар на крыше спортзала и обрушение стены произошли в результате выстрелов из гранатометов и огнеметов.



Юрий Савельев: В докладе шесть частей. Обстоятельства первого взрыва в спортзале. Следствие говорит, что произошло в одном конце зала, а подавляющее большинство заложников (свыше 40 из 50, кто вообще упомянул о том, что эти взрывы были или судья спросил, кто вообще говорил о взрывах) говорят, что они были в противоположном конце зала, описывают. Я стал уже исследовать свои профессиональные навыки. А могли ли взорваться самодельные взрывные устройства, установленные боевиками? А если взорвались, то какой результат этого взрыва? Я пришел к выводу, что ни одно самодельное взрывное устройство, установленное боевиками в первые 22-23 секунды, не взорвалось. Но есть пролом под стеной. Есть свидетельства очевидцев, разрушенная крыша, дыра над входной дверью со двора в спортивный зал и так далее. Правда, крыша рухнула, и материальных свидетельств не осталось. Крыши нет - дыры нет. Но, тем не менее, заложники говорили, что они есть. Значит, взрыв-то произошел? Откуда он был? Взрывное устройство или взрывчатое вещество должно быть доставлено в эту точку.


Я стал анализировать как доставлено, и пришел к выводу, что в ситуации со взрывами было два выстрела с использованием противотанковых гранатометных систем и других гранатометных систем, которые одно по крыше над входом в спортивный зал со стороны двора, а второе под этим окном вызвало пролом. Я проанализировал места, с которых могли быть сделаны эти выстрелы, определил эти места и так далее и сделал соответствующие выводы по последствиям этого взрыва.


Сразу же вам хочу сказать, что я занимался чисто техническими аспектами проблемы. Я не занимался никаким политиканством. Я понимаю, что, тем более такого человека, как я, вполне могли обвинить в том, что какой-то пиар делаю. Здесь нет ни слова о каких-то оценках действий кого-то.



Олег Кусов: Однако на вопрос о том - кто стрелял из гранатометов и огнеметов? - у депутата Савельева нет окончательного ответа.



Юрий Савельев: Есть официальная информация, что было три кольца оцепления: первое - это центр специального назначения ФСБ, второе кольцо - это МВД и третье кольцо - это 58-я армия. А там уже кто, что имел. Мне задал на комиссии такой вопрос один из членов комиссии - а кто, действительно, стрелял? - я сказал, что я не занимаюсь этим анализом. Я сказал, что, по-моему, это сделали коллеги боевиков, которым надоело ждать, пока они взорвут зал, а они все не взрывали, и они это сделали, затесавшись в первое кольцо оцепления, или это сделали оборотни в погонах, преследуя свои цели, затесавшиеся в эти же ряды ФСБ, или по каким-то причинам (я не анализирую их, не знаю) это сделал сам центр специального назначения. Почему это сделали, это надо просто их спрашивать и анализировать этот вопрос, если кто-то этим будет заниматься.



Олег Кусов: Свой доклад член парламентской комиссии по расследованию обстоятельств теракта в Беслане Юрий Савельев предоставил коллегам. Но в промежуточный доклад комиссии его выводы не попали.



Юрий Савельев: Выборки по танкам, по взрывам, где они были я передавал в комиссию. Мои коллеги читали. Но я увидел, что их это почти не интересует. С этого момента я как бы замкнулся в себе. Поскольку было декларировано, что комиссия работает, как комиссия, состоящая из независимых экспертов, я просто переключился на свою собственную работу. Занимался тем, что меня интересовало в данный момент. Могу сказать, что я работал совершенно независимо. На меня никто никакого давления не оказывал. Такому человеку, как я, с такой биографией не так просто подступиться с какими-то вещами. Но в результате получилось то, что получилось. Хотя комиссия у нас работала дружно, могу сказать. За исключением последнего этапа, когда я эти материалы представил, но я не встретил понимания никакого. Ни на один мой вопрос не было ответа, в том числе и экспертами, которых пригласили из тех же официальных структур, которые давали заключение пожаро-техническое и взрыво-техническое заключение. Ни одно из моих положений, которое есть в этом, чтобы не похвалиться толщиной, избави бог, не в толщине дело - здесь 2,5 гигабайта информации... Меня поразило, что интереса к этому никакого нет. По сути дела, комиссия согласилась с официальным расследованием. Могу сказать, что, скажем, взрывам, которым здесь посвящено 273 страницы, в докладе уделена одна строчка: "В 13:03 - в 13:05 в спортзале неожиданно прозвучали взрывы".



Олег Кусов: Юрий Савельев не надеется, что его доклад повлияет на позицию Кремля и Генеральной прокуратуры.



Юрий Савельев: Я думаю, что в России грядут перемены. И когда-нибудь, я думаю, сейчас нет, вряд ли это будет доступно. Это мое мнение. Но в России, хотите или нет, грядут перемены. Будет смена власти в России, начнутся какие-то свои разборки между людьми. Вы понимаете - как всегда. Я думаю, тогда это будет востребовано. Сейчас я мало рассчитываю на то, что будет результат. Скорее, это адресовано в будущее, не знаю какое, чем в настоящее.