России не хватает хороших пилотов, надежных самолетов и информационной открытости

Зарубежные самолеты стоят дороже, но у них больше ресурс и меньше расход топлива

В начале сентября Министерство транспорта направит в правительство рекомендации по совершенствованию безопасности полетов. Одну из главных проблем министр транспорта Игорь Левитин видит в недостаточной подготовке летного состава для гражданской авиации. Материально-техническая база и учебно-тренировочные самолеты в летных училищах безнадежно устарели. Если российский авиапром не способен производить машины такого класса, чиновник предлагает покупать их за рубежом.


«С учетом жизненного цикла и расхода топлива наши самолеты не дешевле зарубежных»


Эксперты предрекают острую нехватку современных воздушных судов в ближайшие годы. Генеральный директор «Ильюшин Финанс Ко» Александр Рубцов считает, что авиазаводы России способны производить самолеты, соответствующие мировым стандартом, и обеспечить внутренний рынок магистральными авиалайнерами. Закупка бывших в употреблении зарубежных самолетов - ущербный путь, полагает Александр Рубцов. С таким мнением не согласен главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Комаров.


«Мне всегда очень нравится, - говорит Алексей Комаров, - когда человек, кровно заинтересованный по бизнесу в том, чтобы усиливать продажи своих самолетов, объясняет всем, что именно свои самолеты самые лучшие, а остальные плохие. По стоимости жизненного цикла, я думаю, будет не очень правильно утверждать, что российские самолеты сильно дешевле западных. В лучшем случае они примерно такие же из-за того, что на данный момент система техобслуживания ремонта российских самолетов, мягко говоря, далеко от совершенства, а сами самолеты, к сожалению, потребляют топлива больше, чем западные аналоги.


Существует миф, что ни одна российская авиакомпания не может купить западный самолет, что вроде бы это будет ей не по карману. Это заблуждение. Потому что сейчас они, действительно, не могут себе этого позволить, даже те, кто наиболее преуспевает на рынке, из-за того, что они должны заплатить высокую пошлину, которая установлена нашим правительством для защиты рынка от иностранных самолетов. Если бы этой пошлины не было, то, уверяю вас, у нас появились бы новые суда. Условия приобретения новых западных судов зачастую выгоднее, нежели приобретение подержаных иномарок со вторичного рынка».


Пока российские авиаперевозчики вынуждены закупать поддержанные авиалайнеры, эксплуатировавшиеся от 10 до 25 лет. Именно износ техники порой становится главной причиной авиакатастроф.


Понять причины последних авиакатастроф мешает информационная блокада


Журналисты пытаются провести свое расследование трагических событий, крушения аэробуса А-320 над Черным морем, аварию при посадке А-310 в Иркутске, падение Ту-154 под Донецком. Однако получить достоверную информацию крайне проблематично. Журналистский коллектив одной из самых многотиражных газет в России - «Комсомольской правды» - обратился с открытым письмом к премьер-министру Михаилу Фрадкову. Информации нет: за слова-то надо отвечать, а чиновники этого страсть как не любят, говориться в обращении. Прокомментировать журналистское послание властям я попросил первого заместителя главного редактора «Комсомолки» Андрея Дятлова.


«Во всех трех местах последних авиакатастроф работали наши корреспонденты, пытаясь понять, что же произошло, - говорит Андрей Дятлов. - И вот знаете, дети лепят куличики из песка одинаковые, так вот у нас одинаковые получились куличики из-за полной не то чтобы информационной блокады, но невозможности добиться нормальных экспертных оценок, нормальных рассказов о том, что же это было, как летчики заходили, куда, почему это произошло. И когда мы поняли, что это уже третья катастрофа, а мы не можем понять, что же происходит с нашей авиацией, почему гибнут люди, мы решили написать открытое письмо. Это письмо (красивая фраза, но она очень точная по сути, других слов просто не подобрать) крик души, когда уже надоело выуживать по строчке, по мнению, проверять, перепроверять. Ведь все в таком положении. "Известия" высказывают версии, гипотезы. "Ведомости" - версии и гипотезы. А есть специалисты, которые могли бы прокомментировать».


Премьер на письмо отреагировал, обязав подчиненных быть более открытыми и предоставлять репортерам необходимую информацию. Глава Союза журналистов России Игорь Яковенко назвал произошедшее имитацией свободы слова.


«Наша страна вот уже 5 лет находится в категории несвободных стран, в числе тех стран, где нет свободы слова как системы взаимоотношений между властью, обществом и прессой. Журналистика сегодня испуганная профессия, из которой вытеснены все те, кто пытается быть профессионалом и отказывается включать механизмы самоцензуры. Вот "Комсомольская правда" - это как раз достаточно характерный пример этого явления.


В стране, где центр принятия решений находится в одном кабинете, обращаться куда-то, кроме как к президенту, бессмысленно. Фрадков - это абсолютно техническая фигура, технический премьер. Никакого отношения к решению конкретных вопросов он не имеет. Поэтому сам факт открытого письма ему по каким бы то ни было вопросам носит достаточно, я бы сказал, такой декоративный характер. Я бы сказал так, имитационный характер. Это муляж. Журналисты "Комсомолки" направили Фрадкову муляж письма, Фрадков отправил им муляж ответа.


Лидер оппозиционного движения Объединенный гражданский фронт Гарри Каспаров вообще считает, что и письмо журналистов «Комсомолки», и ответ премьер-министра - акция, подготовленная кремлевскими политтехнологами.


«Мне кажется, - говорит Гарри Каспаров, - что когда журналисты газеты, которые последние годы готовы одобрять любую правительственную инициативу, обрушиваться на врагов нынешнего режима, задают вопросы о том, почему падают самолеты, они фактически участвуют в кремлевской пиар-акции, цель которой показать, что правительство реагирует на якобы существующую у нас свободную прессу. Это высшая форма цинизма.


Самолеты падают не просто так. Это износ всей инфраструктуры. Это результат и тотальной коррупции, и неспособности правительства, путинского режима справляться с проблемами, которые стоят перед страной. Наиболее вероятной является версия того, что правительство хотело в данном случае получить такое письмо. "Комсомольская правда", как настоящий пионер правительства, на это быстро откликнулась. Трагедия с самолетом действительно отражает развал внутренней российской инфраструктуры. Но правительство это абсолютно не волнует. Эта трагедия не первая. У нас был и "Норд-Ост", был Беслан. Заметим, что сейчас, в дни очередной годовщины бесланской трагедии, пожалуй, самой страшной в этом ряду, "Комсомольская правда" никак не отреагировала на доклад депутата [Юрия] Савельева, который просто разоблачает правительственную ложь».