Во многих регионах России с 1-го сентября вводится обязательное преподавание «Основ православной культуры»


Владимир Кара-Мурза: Сегодня стало известно о введении в ряде регионов России с нового года школьного курса «Основ православной культуры». Тему обсуждаем со священником отцом Глебом Якуниным, членом Московской Хельсинской группы, бывшим народным депутатом РСФСР и депутатом первой Государственной думы. Как вы отнеслись к этой инициативе, которая уже послезавтра будет реализована?



Глеб Якунин
Глеб Якунин: Видите ли, эта инициатива, если мы посмотрим на ситуацию, она возникла очень давно. Я был депутатом Верховного совета, и замечательный новый закон мы приняли тогда, я бы сказал, по классическим нормам европейской цивилизации, замечательный закон о свободе совести. Тогда председателем был Вячеслав Полосин, он в мусульманство перешел, отец Али, а я был его заместителем, и мы замечательный закон приняли, и все было хорошо. И первая дума, где я был, демократы имели вес. А когда пришла вторая Государственная дума, там полный красный цвет, там только коммунисты и последователи. Но они очень к Московской патриархии относились с большим почтением, было много лоббистов. И по-моему, в 97 году приняли дискриминационный закон, потому что многие протестовали и тут, и на Западе по поводу того, что дали особые права религиям традиционным. А среди традиционных католиков не было, традиционная только Московская патриархия. И вот с тех пор, мы видим, идет постоянный накат со стороны Московской патриархии на светское государство у нас. Я бы сказал так, образно выражаясь, эти сладости светского государства Московская патриархия все время пытается откусить, самые сладостные кусочки. Недавно, вы помните, тоже волна прошла по поводу армии. Видите, должны стать чуть ли не две или три тысячи священников, капелланов у нас. Но, простите, а мусульмане должны быть, буддисты, иудеи, атеисты тоже хотели бы своего психолога иметь. Армейские генералы, сразу было видно, все генералы были против, потому что там жестокая вертикаль власти, и они не хотели, чтобы какое-то инородное тело внедрялось. А кстати, тысячи священнослужителей так исполняют функции. Так что это очень много говорить примеров, сейчас постоянно приходишь на аэродром, в каждый вокзал московский, они все освещенные часовенки, но почему-то Московской патриархии, а остальные не имеют туда доступа.


А что касается сегодняшней темы, вы обратите внимание, что она тоже давно раскручивалась. Вот примерно 8 лет назад с чего началось: вот такой Адриан Старина, митрополит украинской церкви, он в свое время был настоятель большого собора в Ногинске, и он перешел из Московской патриархии в украинскую церковь, был страшный скандал тогда. Его сделали епископом, потом патриархия наехала на этот храм, хотя его страстно защищали прихожане, и я тогда служил в этом храме. И вот храм закрыли, а потом, чтобы бороться с представителем украинской церкви, ввели впервые, такой там есть Лаптев, председатель райсовета, потом глава администрации, ввели основы православия и с тех пор в каждой школе учат детей. Ну ладно детей, сейчас вопрос, «Новые известия» опубликовали тревогу, кричат SOS. А на самом деле и раньше стоял вопрос, что пионеров принимали, как мы знаем, и октябрят учили основам марксизма-ленинизма, а сейчас, оказывается, одна из провинций, там уже требуют в детском саду, планируют в 50 детских садах «Основы православной культуры».


И кроме того, «Основы православной культуры» – это прикрытие, а на самом деле в первом-втором классе какая там может быть культура. Там основы православия. А какое православие? Это катехизис, это обучение религии непосредственно. Проблем возникает чрезвычайно много.


Ведь была знаменитая Алла Бородина, которая написала чудовищный учебник. Опять вопрос стоит, не что будут преподавать, а какой учебник будет. Ведь она такой изобразила учебник, который выходит за рамки всего терпимого. Об этом много писалось, много говорилось. Там ее слова просто преисполнены были юдофобией. Вот цитата большая, хотелось бы сократить, что она тогда писала, могут позавидовать «письмо пятисот», в том числе и депутатов антисемитское. Смотрите, что она писала в учебнике: «Причиной распятия Христа было то, что этот народ думал о земном, о своей независимости, власти над другими народами, о земном благополучии. Поэтому идея вечной жизни через спасение от грехов, страстей и зла была непонятна ему. Слова «царь» и «царство Божье» иудеи понимали и принимали в смысле земного царствования и господства избранного Богом народа». Разве это допустимо? Сейчас актуальная проблема - ксенофобия, антисемитизм. Так это прямое разжигание. Если это будут читать, то в скинхеды будут вступать пяти-шестилетние дети.



Владимир Кара-Мурза: Ведущий программы Первого канала «Судите сами» Максим Шевченко, руководитель Центра стратегических исследований религий и политики современного мира, приветствует инициативу Московской патриархии.



Максим Шевченко: Я как раз бы выступал за то, чтобы преподавание Закона Божьего в наше время было более духовным, более ориентированным на человека, менее дидактическим, менее схоластическим, чем это было тогда в 19 веке, более приближающим человека к подлинным ценностям христианства. Ведь мы не видим курса, который назвался бы «Основы исламской культуры» или «Основы иудейской культуры». То есть, я думаю, что в каких-то исламских школах, иудейских школах закрытых наверняка там преподают детям основы Торы. Но ни одна из конфессий, кроме православной церкви, не предложила для светского образования своего видение поддержания дореволюционных ценностей в той значительной части населения Российской Федерации, которые считают себя православными. Мусульмане же только жалуются.



Глеб Якунин: По поводу предыдущего выступления многоуважаемого Максима Шевченко. Хотелось бы обратить внимание, что кроме Смолина, депутата, «Новые известия» его цитируют, такой он крупный специалист в этой сфере, что абсолютно недопустимо такое преподавание. Но надо сказать, что статья 14 нашей действующей конституции говорит: «Российская Федерация – светское государство, никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Этому противоречит такое преподавание. Я вам должен сказать, что прямо с 90 года я служил священником, разрешили сразу создавать воскресные школы. Сначала ходили сотни людей, родители, потом через несколько дней 50, кончилось тем, что два-три человека ходит. Это преподавание - это очень деликатная и тонкая вещь. Одно дело, если будут в воскресных школах преподавать – это одно. Потом достаточно открыли метровый «Спас» канал по телевидению. К сожалению, получается так, что церковь этим пожеланием возлагает свои функции, потому что задача церкви - это в первую очередь миссионерство. Христос сказал: «Идите, проповедуйте Евангелие». А мы не видим священников вообще. Адвентисты ходят по домам, по вокзалам. А вы ни одного священника не встретите, чтобы ходил и проповедовал. А если такой будет, я боюсь, что его архиерей запретит. Поэтому достаточно средств у самой церкви, чтобы вести широкую пропаганду. На Первом канале ведет митрополит Кирилл передачу, по-моему, она высокой популярностью не пользуется, насколько можно судить. Проповеди вообще в храме ведутся слабо, недостаточно и вообще занимаются исполнением, а главной функции проповеди, в том числе и детям, церковь не ведет, и она хочет возложить на государство свои собственные обязанности и свои функции переложить на плечи государства. В этом, по-моему, большая ошибка.



Владимир Кара-Мурза: Главный редактор журнала «Религии и право» Анатолий Пчелинцев выступает категорически против нововведения.



Анатолий Пчелинцев: Я категорически против этого курса. Вся беда в том, что это навязывается. Хотя нам пытаются говорить, что это должно быть на добровольной основе факультативно, но так не будет, это будет в факультативном порядке. Кто не придет, у того будут проблемы разные. И возникает вопрос кадровый, а кто преподаватели. Ведь не секрет, что сегодня «Основы православной культуры» преподают многие священники православные. Мы знаем, что в сельской местности огромное количество священников, которые не имеют ни высшего, ни светского, ни духовного образования - это вчерашние механизаторы. Меня очень напрягают и многие вещи. Учитывая, что в обществе нет элементарной культуры межконфессиональных отношений, вот этот предмет будет способен взорвать общество.



Владимир Кара-Мурза: Слушаем вопрос из Армавира от радиослушателя Сергея.



Слушатель: Добрый вечер, господа. Это введение в школу «Основы православной культуры» надо у детей сначала спросить, а как они к этому стремятся, посмотреть на это стремление. Навязывать - это станет такой рутиной. Вот, допустим, школьник отлично разбирается в физике или математике, а он агностик или атеист, так его что, заклюют или его на вид поставят?



Владимир Кара-Мурза: Пока еще не разработана аттестация. Как за поведение, очевидно, будут отмечать по этому предмету успеваемость.



Глеб Якунин: Проблема чрезвычайно трудная, совершенно справедливо говорит радиослушатель. Понимаете, какая ситуация, тут очень опасно джинна выпустить из бутылки. Обратите внимание: на Кавказе сейчас у нас, я малограмотный, хоть пятерку имею по географии, не помню, сколько у нас автономных республик на Кавказе, по-моему, около десяти. Одна Северная Осетия она является православной, но остальные все мусульмане. И сейчас выдающийся деятель Кадыров, который знамя верности несет России в Чечне, так он, конечно, потребует, он сообразит, ему подскажут: дорогой, давай в Чечне введем. А попробуй не введи. И потом во всех республиках начнут вводить курсы тоже в школах. Обратите внимание, сейчас в Дагестане застрелили группу террористов и среди них был зам министра культуры или образования. Вы представляете, чему могут научить в этих республиках. Возьмем Татарстан, Башкирию, где большинство мусульман. Или возьмем языческие республики наши – Мордовия, Марийская республика, Якутия, где очень сильный культ языческий, так это вообще дело может развернуться широко и непредсказуемо.



Владимир Кара-Мурза: Председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль сомневается в искренности авторов идеи.



Гейдар Джемаль: Если это такая светская дисциплина и если это русская история под православным углом, почему не взять учебники сталинского времени 49 год – прекрасная русская история под православным углом. Представьте себе, что в классе находятся таджики, киргизы, кавказцы и пусть их меньшинство, но если они отказываются изучать эту дисциплину, значит на уровне детского сознания это раскол между учениками, это разделение школьников. И таким образом русское православие является инструментом управления, потому что, судя по всему, тоталитарно-бюрократическая система, которая медленно кристаллизуется после 91 года заново в России, не может без единой, общей для всех идеологии.



Владимир Кара-Мурза: Как по-вашему, замещает ли нынешняя православная церковь какие-то идеологические функции на государственном уровне?



Глеб Якунин: Де-факто, я бы сказал, была пару лет назад в ивановской епархии дискуссия, там епископ присутствовал и местный генерал КГБ. И вот когда один депутат спросил генерала: слушайте, а какая идеология будет разрабатываться, сейчас говорят об идеологии государства? Церковь – это и есть идеология. А Московская патриархия почувствовала, что власти дрожат, особенно во время Ельцина побаивались ее, и они встали на путь не только, что идеологический отдел ЦК КПСС, функция в советском государстве, они прямо хотят функцию КПСС выполнять, постепенно перерастают все возможные мыслимые и немыслимые полномочия, все хотят захватить идеологически-клерикальное государство.


Я хочу обратить внимание, очень серьезное анализ проводит Госдеп каждый год и впервые Кондолиза Райс подписала доклад, который Государственный департамент сделал, там очень серьезные аналитики, целый институт работает. В отношении России сказали, что большая опасность, что Московская патриархия пытается присвоить себе функции государства в России. До сих даже католики боятся критиковать Московскую патриархию. А вот Кондолиза Райс не побоялась, что идет грубое нарушение конституции и международных норм права.



Владимир Кара-Мурза: Слушаем Владимира Александровича, радиослушателя из Междуреченска.



Слушатель: Здравствуйте. Россия ратифицировала дополнительный протокол к конвенции о защите прав человека и основных свобод. В статье два «Право на образование» сказано, что государство при осуществлении функций, которые оно принимает в сфере образования, уважает право родителей обеспечивать такое образование, такое обучение, которое соответствует их религиозным и философским убеждениям. А по конституции России, ратифицированный международный договор имеет приоритет над российским законом. Соответственно, навязывание принудительного обучения, если оно противоречит международному договору, нарушает также и конституцию Российской Федерации.



Владимир Кара-Мурза: Вот мы об этом и спорим, является ли это навязыванием. Пока что говорится о факультативном характере. Не превратится он в принудительный?



Глеб Якунин: Обратите внимание, что министры конца 90 года менялись культуры и образования, и то одни склонялись протаскивать такие законы, другие были против. Видите, на высшем уровне, на российском уровне пока не получается, так решили через черную дверь тихонько по регионам реально протащить. Все дело в том, что я глубоко убежден, что эти вопросы, которые связаны с образованием детей, обязательно должна общественность принимать участие, родители, педагогические собрания, собрания учеников. Это получается очень похоже, такая жизнь школы, чтобы она живая была, на политическую жизнь. А у нас все получается, как трехчленную новую партию оппозиционную создают и сколько там карикатуры, и не нужен журнал «Крокодил», без конца все смеются над этим. Ведь единственная надежда, что опять создастся карикатура. Но в этом есть и трагедия. Обратите внимание: в 19 веке Помяловского бурса - это ужасно. Обратите внимание, в 17 году в ВЧК служило чуть ли не 50% бурсаков и окончивших семинарию. Наконец, товарищ Сталин почти окончил семинарию, его выгнали за то, что бегал, на голове стоял во время учебы. Но тем не менее, это характерно. Это опасно. Передвижники сколько били тревогу в своих картинах, говоря, что церковь занимается не своим делом. И опасность в том, что я боюсь, что урон будет для самого православия, потому что это все будет карикатурно, потому что финансово никто не заинтересован, церковь ничего не получает. А к детям должно быть особенно деликатное и внимательное отношение, к душе ребенка. И превратится в балаган, и я считаю, полный беспорядок и нанесет огромный ущерб православию вот эта немыслимая, ненужная затея, если она будет носить принудительный характер. А иного варианта я просто не вижу.



Владимир Кара-Мурза: Слушаем вопрос от москвича Виктора.



Слушатель: Добрый вечер. У меня такой вопрос: как будет состыковываться в школе учение Дарвина, которое школьники проходят по биологии, зоологии и преподавание вот этого предмета, который хотят ввести? С одной стороны, Господь Бог создал мир за неделю, а с другой стороны - эволюционная теория Дарвина говорит о совершенно противоположном.



Владимир Кара-Мурза: Дарвин сам, кстати, был верующим.



Глеб Якунин: Вы знаете, в чем дело, вот это вопрос очень серьезный, что коснулся слушатель. Дело в том, что действительно я вам должен сказать, что в рядах Московской патриархии радикальные круги требуют пересмотра учебников. Какой там Дарвин, вот семь дней творения, Бог сотворил, все нерушимо и неделимо. Но ведь за этим стоит очень глубокая идея, которая связана с развитием церкви. Обратите внимание, Тейяр де Шарден великий антрополог и одновременно богослов, он как раз отталкивался от учения Дарвина. Эта проблема имеет продолжение вообще в дискуссии в самой церкви и очень глубокое. Ведь креационистская теория говорит, что Бог создал, семь дней творения, дальше не с места, полный консерватизм. Поэтому все, что лучшее было - это раньше в прошлом, в средние века. Была Русь святая, и все мы должны туда идти, в Византию идти, Москва третий Рим и все. А есть другая позиция как раз развития, то, что у нас академик Вернадский проповедовал. Тейяр де Шарден, его сначала гнали в католической церкви, когда уже прошел Второй ватиканский собор, большие реформы в церкви, он стал чуть ли не святой. Как раз он говорил о необходимости развития, и церковь должна развиваться и идти вперед. Он был великий ученый и говорил о не противоречии. Этому же учил Александр Мень. Тут две модели развития. Церковь как бы развивается, развивается в ней свобода, церковная демократия, которая по-церковному называется соборность, или все должно быть строго законсервировано, опять строгая монархия в церкви, никакой демократии. И эти вопросы косвенно касаются в том числе и школы, и религиозного воспитания детей и нашего поколения следующего.



Владимир Кара-Мурза: Генеральный секретарь конференции католических епископов России Игорь Ковалевский занял лояльную позицию.



Игорь Ковалевский: Я лично считаю и католическая церковь так же придерживается такого мнения, что введение предмета «Основы православной культуры» будет способствовать религиозному просвещению молодежи и никому не повредит, представителям никаких конфессий. Я думаю, что «Основы православной культуры» как предмет сможет дать объективную информацию не только о православной церкви и культуре, но также о других христианских и нехристианских конфессиях, которые представлены в Российской Федерации.



Глеб Якунин: По поводу отца Ковалевского, я считаю, у него слишком оптимистический взгляд на реальную жизнь. Я считаю, что действительно должен быть курс истории религий, всех религий, в том числе и католической религии. А у нас только православные святые, остальные еретики, грешники, чуть ли их надо сжигать на кострах. Так что и католическая церковь, можно сказать, радикалы средневековые будут протаскивать эти идеи воспитания молодежи, то и католической церкви не поздоровится от этой молодежи, которая будет воспитана только православные святые, а остальные еретики и всех их надо из России гнать вон.



Владимир Кара-Мурза: Слушаем москвичку Евгению Витальевну.



Слушательница: Добрый вечер. Я как-то говорила, что у меня был дед священник до 17 года, и он церковную реформу 18 года не принял, его, естественно, советская власть расстреляла. Но церковные традиции у нас в семье сохранились. У меня вопрос: что вы скажете о том, что при советской власти церковь была в тени, народ не грешил, жили праведно. Сегодня церковь вся в золоте, процветает, но не то, что поощряют, они насаждают разврат. Откуда возьмутся учителя, ведь у нас нет такого направления, чтобы праведно, порядочно. Сегодня Медведев в Китае говорит на роман «Лолита» – достойно представлена Россия на выставке.



Владимир Кара-Мурза: Медведев как раз не представлял Русскую православную церковь. Там религиозную литературу не обсуждали. Подает ли нынешний клир пример собственным прихожанам?



Глеб Якунин: Конечно, это вопрос очень болезненный, что и говорить. Но, к сожалению, церковь вместо того, чтобы заниматься проповедью в храме и вне храма и вести в первую очередь молодежь, которая среди активных верующих, дети, внуки готовы в храме получать образование, вот этого, к сожалению, нет. И конечно, когда митрополит Калужский и Боровский Климент, сейчас такое представление, что он реальный кандидат, а не митрополит Кирилл в будущие патриархи. На одном из собраний он как раз по поводу образования говорил: «Не бойтесь того, что в школы придет священник, а бойтесь того, что без света веры и добра, зажженного в сердце молодого человека, в центре его внимания окажутся наркомания, табакокурение, алкоголизм, игромания, равнодушие и к нему придет проповедник шовинизма и жестокости». Но ведь дело в том, что церковь, я считаю, вполне обладает огромными возможностями, государство идет навстречу, чтобы уже за эти 15 лет, когда государство коренным образом изменило отношение к церкви, поощряет ее деятельность, что эти все пороки, которые перечислены, что церковь должна использовать максимальные средства, чтобы с ними бороться. А то, что они сейчас в наличии, мы видим чудовищные пороки, которые широко распространены среди молодежи, вина косвенная уже ложится на церковь, что она до сих пор не вела соответствующей воспитательной работы.



Владимир Кара-Мурза: Анализируя курс «Основ православной культуры», протоирей Михаил Ардов видит явные издержки задуманного.



Михаил Ардов: Я православный священник уже не первое десятилетие, и в идеале мне хотелось бы, чтобы все люди стали православными, то есть обрели бы истинную веру. И мне кажется, что этот шаг введения обязательного преподавания «Основ православной культуры» – это шаг ложный. У молодых людей, юных и подростков очень часто возникает протест против того, что им навязывают. Я боюсь, что преподавание «Основ православной культуры» настроит очень многих подростков против вообще православия. А кроме того, кто будет это преподавать. Если говорить о священниках Русской православной церкви, то 80%, если не 90 из них может быть люди искренние верующие, но не умеющие связать двух слов.



Глеб Якунин: Я совершенно согласен с Михаилом Ардовым, он очень правильно охарактеризовал ситуацию. К сожалению, сейчас я немножко на другую тему начну говорить. Дмитрий Орешкин опубликовал совсем недавно в двух потрясающих, замечательных статьях в «Новой газете», такие статьи, которые говорят о расширении пространства государства, идеология пространства. И он одна из глав называется «Мания расширения пространства». И суть его статьи в том, что государство пытается как можно больше захватить территории, а фактически на сотни километров, что делается в России, не контролирует ситуацию, развиваются крупные города, а огромная масса территории проваливается, теряет население и экономически идет грандиозный провал. По аналогии, к сожалению, и в самой церкви происходит. То есть пытается церковь расширять свои позиции. И вместо того, чтобы вести политику интенсификации своей деятельности, она пытается расширить количество храмов. Особенно каждый год так много юбилеев, что у нас так много храмов. А многие храмы пустые. Вы знаете, и не хватает священников, в Московской области не хватает. В Москве гастарбайтеры служат, приезжают из других районов, с Украины даже священники под видом псаломщиков служат. Не хватает этих кадров. Поэтому как эти кадры смогут воспитывать молодежь.



Владимир Кара-Мурза: Слушаем вопрос от москвича Виктора Анатольевича.



Слушатель: Здравствуйте. Странная формулировка – кадры. Дело в том, что не как преподавать. Чем отличается христианская проповедь от масонской? Очень просто – убирается Иисус Христос, говорят правильные слова, но дьявольская уловка. А зачем тогда вообще Иисус Христос тогда нужен? Ведь можно жить и без него. Вот здесь, мне кажется, будет проповедь не христианская, а масонская.



Владимир Кара-Мурза: Вряд ли наше Министерство образования сейчас продвигает масонство в сознание школьников. Евгений Сатановский, бывший президент Российского еврейского конгресса, интересуется практическим воплощением задуманного.



Евгений Сатановский: Вопрос не в том, что именно будут вводить, а кто будет преподавать, какие цели эти люди будут преследовать. В том числе разовьется чрезвычайно негативное отношение к православию как к религии, точно так же как это было до революции, когда внедрение православия подняло волну чрезвычайно жесткого и воинствующего атеизма. Заодно спровоцируют немало межконфессиональных и межнациональных конфликтов. Здесь, пожалуй, к огромному сожалению, мы можем быть уверены, что умные, интеллигентные, толерантные, образованные люди, люди, которые будут развиваться лучшие традиции российской, да и советской академической школы, окажутся за пределами этого процесса.



Владимир Кара-Мурза: Слушаем вопрос из Новосибирска от радиослушателя Михаила.



Слушатель: Здравствуйте. Реплика и вопрос, пожалуйста. А еще в школе преподают астрономию и разветвлений у православных церквей несколько. И клерикализм - страшная штука в нашей стране. А действия антиконституционны, как все действия режима. Если кто-то надумает подать иск, каков будет ответ кремлевского карманного суда. Вопрос, я атеист: как вы относитесь к РПЦ, я примерно представляю, думаю, что их рук дело.



Владимир Кара-Мурза: Как вы считаете, есть ли шанс у истцов оспорить такое нововведение?



Глеб Якунин: Я думаю, что реально как это может выглядеть. Дело в том, что простые ребятишки, кто-то ходит, а какой-то иудей правоверный, не говорю - мусульманин или буддист или атеист: ах ты не ходишь, не хочешь учить. Если это будет обязательная программа, а не факультативная - это вообще ни в какие рамки не идет, это навязывать эти идеи. Причем недаром в сегодняшних «Новых известиях» очень интересно было написано: «Основы православной культуры». Они «культура» отбрасывают – «основы православия». Основы православия - это катехизис, это Закон Божий будут читать. А как для неверующего ребенка? Конечно, родители будут возмущены. И если пострадают или неуд поставят, как это технически будет выглядеть – подадут в суд, допустим, в Конституционный суд раз, другой. Потом, к сожалению, мы видим, когда наша судебная система не работает, приходит на выручку Европейский суд по правам человека, там уже, очевидно, этот вопрос будет решен, но это сколько времени будет тянуться. По большому счету, я думаю, что все это скорее такая - к первому сентября надо выполнить план, как в советские времена, шум поднялся, все это будет как в застойном виде. Потому что, к сожалению, как для многих, для церкви играет роль финансовая сторона. И учителя, которые не будут получать большую зарплату, надо их готовить сначала к этому, как они будут относиться. Все это будет сплошная, извините, халтура, к ничего доброму это не приведет, кроме как к Европейскому суду по правам человека Страсбургскому, который может быть будет через несколько лет. Ну а что будет через несколько лет? В этом году выборы в парламент готовятся, потом президентские. По-моему, эта тема будет замусолена по большому счету, как случилась с армейскими капелланами идея.



Владимир Кара-Мурза: Слушаем вопрос от москвича Николая.



Слушатель: Доброй ночи. Христос сказал, что «не мир вам принес, но меч и домашние станут врагами вашими». Интересно, в Первую мировую войну собрали христиане после нескольких лет, когда отменили причастие принудительное, перестали на него ходить. Ну а матросы наши, анархисты моментально тоже все с Христом на груди нарубили капусты много из человеческих голов.



Владимир Кара-Мурза: Пока военную тему оставим в стороне. Слушаем москвича Эмиля Викторовича.



Слушатель: Добрый вечер, господа. У меня такой вопрос по создавшейся ситуации. Как известно, до революции в гимназиях преподавали Закон Божий, а скажем, лица, которые исповедовали иудаизм, на уроках не присутствовали. Как быть в создавшейся ситуации, если особенно учесть деликатный вопрос с распятием Христа? Ваше мнение, отец Глеб?



Глеб Якунин: Во-первых, по поводу распятия Христа, мы здесь касались безобразного учебника Аллы Бородиной, который просто юдофобством был насквозь пропитан. А какой будет учебник, мы даже не знаем. По поводу распятия Христа католики очень четко, Папа посетил, мы знаем, в Риме синагогу и Папа объявил, что то преступление, которое было совершено, виноваты первосвященники, и за это не несет ответственности весь еврейский народ того времени и следующие поколения. Я думаю, это абсолютно правильная позиция, толерантная и единственная по-настоящему достойная позиция для любой церкви.



Владимир Кара-Мурза: Слушаем вопрос от москвича Ивана.



Слушатель: Добрый вечер. Вы знаете, задача школы - выпустить человека со сложившимся мировоззрением. Я взрослый человек, до сих пор, честно говоря, не понимаю, как стыкуется не только дарвинизм, но и вся наука, включая большие взрывы и так далее, с религией. А как же дети в этом будут разбираться?



Глеб Якунин: Видите ли, вы один из многих вопросов задали по существу, в какую-то в апорию входим. Я думаю, что вопрос вообще непродуманный и тем более идет снизу, самарские, саратовские богословские факультеты разрабатывали. Ведь действительно это должно быть по-настоящему. Ведь при советской власти учебник ценили и понимали, какое имеет воспитательное значение любой учебник. Где-то когда снизу начнется самодеятельность, будут учебники весьма подозрительного характера создаваться, то это вообще негоже. По-моему, должно Министерство науки и образования должно тщательно следить, чтобы не было безобразия.



Владимир Кара-Мурза: Главный редактор еженедельника, приложения к «Независимой газете» «НГ Религии» Марк Смирнов исходит из интересов ребенка.



Марк Смирнов: Только сам ребенок может в определенном возрасте сделать выбор, хочет он быть верующим или нет. И даже я вообще бы не советовал родителям слишком настойчиво педалировать эту тему раньше времени. Пока ребенок сам не задает вопросов: а что это, а почему? А что делают люди в церкви? А что дает людям церковь? А что такое Бог и почему Бог терпит, что происходит на этой несчастной грешной земле? Лучше не задавать этих вопросов заранее. Ислам, буддизм, христианство – какая разница? Я не хочу, чтобы мой ребенок посещал эти уроки. На Западе у него есть выбор, в Италии, в Германии он может выбрать этику, он может выбрать философию, религиозный час заменим, и он официальный урок и входит во все официальные аттестаты или табели, которые выдаются по окончанию. А у нас нет. Значит, соответственно, родители, объединившись в такие группы, они в состоянии обжаловать и подать в Конституционный суд. Я думаю, что мы будем еще свидетелями такого процесса.



Глеб Якунин: Нельзя не согласиться со здравой взвешенной позицией Марка Смирнова.



Владимир Кара-Мурза: Слушаем Владимира, радиослушателя из Подмосковья.



Слушатель: Добрый вечер. У меня мнение, что еще преждевременно такое вводить в нашей стране, потому что ментальность нашего общества не располагает толерантностью. Только когда будет толерантность в обществе на высоком уровне, тогда возможно это введение. Теперь реплика такая по поводу религиозного консерватизма. Во многих конфессиях религиозный консерватизм наносит больше вреда для нормального прогресса, для общества. Возьмите ислам, его худшее направление «Талибан». Сейчас у нас тоже пытаются ввести наши церковные служащие, это приведет к ксенофобии и русофобии и что может вообще Россию разделить на мелкие княжества.



Глеб Якунин: Да, действительно, сейчас, когда идет большое напряжение межнациональное. Обратите внимание, что сейчас официально объявили, что с 2007 года у нас будет не хватать один миллион трудовых рук в нашей стране. И слава богу, приняли нормальный закон о возможности появления здесь гастарбайтеров, без них, очевидно, экономика не поднимется. Но ведь гастарбайтеры захотят иметь своих детей, и тоже, представляете, таджиков, узбеков будут заставлять, и украинцев, изучать основы православия, именно Русской православной церкви. И это еще один источник конфликтов и торжества скинхедов, и эта тема сейчас носит чрезвычайно опасный и актуальный характер.



Владимир Кара-Мурза: Слушаем вопрос из Краснодарского края от радиослушательницы Лианы Юрьевны.



Слушательница: Добрый вечер. Вы знаете, мне кажется, что религия такая тонкая материя, тут надо все осторожно. Чтобы придти к Богу, надо прежде всего осознать все, что создал Бог. К Богу можно придти через науку. Ребенка тащить в религию - это просто преступление. Надо его подготовить, чтобы он не просто язычник пришел – боженька, помоги мне, а чтобы он осознавал это великое энергетическое поле.



Глеб Якунин: Хорошие слова радиослушательницы.



Владимир Кара-Мурза: Не исключаю, что в «Основах православной культуры» что-то подобное сформулировано.



Глеб Якунин: Видите ли, ведь проблема в том, что «Известия» правильно написали, что опасность как раз - «основы православной», а «культуры» опущено. «Основы православия» или «Основы православной культуры». Под дымовой завесой культуры православной будет навязываться, в том числе неверующим, русское православие, будет навязываться иная идеология. Она навязывается и взрослым, но это еще полбеды, а вот когда детям насильно - это уже преступление.



Владимир Кара-Мурза: Слушаем москвича Романа.



Слушатель: Добрый вечер. Я думаю, что введение «Основ православной культуры» в школьное образование – это шаг к разъединению народа России, это шаг к развалу России. Я бы на месте вот тех, кто хочет повышать культуру нашего народа, ввел бы предмет «Основы религиозной культуры», где бы были бы собраны общие черты всех конфессией.



Глеб Якунин: Вот видите, мало говорил замечательных фраз и не обладал ораторским талантом наш замечательный, до сих пор сильный политический деятель, на Украине у нас сейчас посол Черномырдин, сказал знаменитую фразу: хотели как лучше, а получается как всегда. Я думаю, что эта фраза целиком экстраполируется на эту тему - на введение в школе так называемого курса «Основы православной культуры».



Владимир Кара-Мурза: Как вы считаете, должна ли сама церковь вмешаться в происходящее и как-то урегулировать ситуацию?



Глеб Якунин: Я боюсь, что инерция захвата пространства, не географического, а скорее пространства религиозного поля любой ценой и вытеснение всех конкурентов и внутри православия, и внутри православных конкурентов, и других религий больших и малых - это инерция очень мощная. Если государство не будет останавливать эти антиконституционные потуги Русской православной церкви, то сама церковь не остановится, а будет все больше требовать. В чем она большем кризисе будет находиться внутреннем, тем будет больше требовать, чтобы государство ее поддерживало и брало на себя функции церкви, выполняло эти функции само государство.



Владимир Кара-Мурза: То есть вы считаете, что этот курс «Основы православной культуры» лишь разовьет религиозную нетерпимость?



Глеб Якунин: Совершенно верно. И в первую очередь это отразится печальным эхом на популярности, на значении в жизни современного общества самой православной церкви русской.