Беслан примирил осетин с ингушами

Таймураз Мамсуров склонен разделять точку зрения Юрия Савельева и при этом не боится потерять власть

В эти дни, когда, думая о Беслане, все вспоминают трагедию двухлетней давности, пристальное внимание привлекает доклад Юрия Савельева, в котором депутат выразил особую точку зрения. Он утверждает, что большинство заложников погибли из-за применения тяжелых орудий во время штурма, и это резко контрастирует с официальной версией, согласно которой взрывы внутри здания школы произошли по вине террористов или стали следствием самопроизвольной детонации взрывчатых веществ. В пятницу в интервью «Российской газете» нынешний глава Северной Осетии Таймураз Мамсуров дал понять, что он, если не полностью, то хотя бы частично поддерживает эту точку зрения и согласен, что следствие допустило множество ошибок, отчего всей ясности по поводу событий в Беслане так и нет.


После Беслана большинство населения Северной Осетии было крайне резко настроено против властей. В особенности организация «Матери Беслана», которая делала упор в своей деятельности на критику именно республиканской власти. Ее представители убеждены, что тогдашнее руководство Северной Осетии во главе с Александром Дзасоховым не смогло обеспечить безопасность школы. Но после этого Кремль сделал искусный ход, назначив главой республики Таймураза Мамсурова – человека, родившегося и живущего в Беслане. Его дети тоже были в заложниках и получили очень тяжелые ранения, поэтому Мамсуров мог найти нужные слова, чтобы быть понятым своими земляками (в том числе и высказывая очень жесткую позицию в отношении официального следствия).


Специальный корреспондент Радио «Свобода» Олег Кусов, находящийся в эти дни в Беслане, полагает, что это - не политическая маска Мамсурова: «Скорее всего, Таймураз Мамсуров действительно так думает, потому что на протяжении двух лет он не менял своего мнения и остается резким критиком Генеральной прокуратуры. И у него есть все моральные права на это. Тем более, что он не боится потерять власть. Так, по крайней мере, мне объясняли его соратники, считающие, что Кремль заинтересован в нем до выборов 2008 года. На взгляд Кремля, Мамсуров лучше, чем кто-либо, сможет сдержать политический накал бесланцев и не позволит оппонентам Владимира Путина извлечь из этого накала выгоду».


После теракта в Беслане было очень много разговоров о том, что вот-вот может снова разгореться конфликт на национальной почве между осетинами и ингушами, однако, по словам нашего корреспондента, прошедшие два года намного оздоровили межнациональный климат в Северной Осетии и Ингушетии. Спор между бесланцами и жителями Ингушетии уже иссяк, и об обвинениях, которые звучали в первые дни после трагедии, сегодня никто не вспоминает. «Наверное, в немалой степени этому поспособствовали публикации списка террористов в местных газетах, где, наряду с именем, указывалась и национальность. Там были не только ингуши, но и осетины. Видимо, люди разобрались, в чем дело, и поняли, что виноваты не ингуши, не чеченцы, не осетины, а террористы», - считает Олег Кусов.