Вторую неделю в Мурманской области продолжается забастовка горняков рудника "Умбозера"

Программу ведет Арслан Саидов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Мурманске Андрей Королев.



Арслан Саидов: Вторую неделю в Мурманской области продолжается забастовка горняков рудника "Умбозера" Ловозерского горно-обогатительного комбината. Не получающие пять месяцев заработную плату рабочие, угрожают затопить шахту.



Андрей Королев: Заявление о затоплении шахты рудника "Умбозера" можно было бы принять за шантаж, если бы не одно обстоятельство. Из 57 горняков, до сегодняшнего дня числившихся в штате предприятия, 37 изъявили желание уволиться. По словам председателя стачечного комитета Умбозерского рудника Виктора Кузнецова, "это сознательный исход людей из-под земли, где в буквальном смысле слова закопаны десятки миллионов рублей".



Виктор Кузнецов: Последний раз мы получили зарплату, и то по частям, за март месяц. Апрель, май, июнь, июль, август - мы не получаем ни аванса, ни копейки.



Андрей Королев: Рудник "Умбозера" еще пару лет назад считался гордостью Ловозерского горно-обогатительного комбината, добывавшего для нужд энергетической промышленности и оборонного комплекса России уникальное сырье - лапаритовый концентрат. Средняя зарплата горняков составляла 20 тысяч рублей. Сейчас, когда комбинат объявлен банкротом, а на руднике введено конкурсное управление и он находится в стадии ликвидации, рабочие стали забывать не только о зарплатах, но даже и о спецодежде. Говорит диспетчер рудника Сергей Николенко.



Сергей Николенко: Спецпитание подземщики должны иметь. Вентиляции в шахте сейчас нет, в данный момент. Наряд-задание не выдается - это вообще преступление!



Андрей Королев: Чтобы спуститься под землю и увидеть насосную станцию, нужно преодолеть 250 метров в тесной вагонетке, которую на руднике называют "людским вагоном". Раньше за смену в шахту спускалось до 200 человек, сейчас здесь работает лишь один дежурный.


Здесь, на глубине 250 метров, где мы находимся, очень хорошо слышно журчание воды. Эта вода поступает в шахту. Один единственный работающий насос просто не успевает ее откачивать. Ровно через полгода, как утверждают забастовщики, вода полностью зальет эту шахту.


Впрочем, на поверхности люди озабочены совсем другими проблемами. Работница рудника Людмила Кузнецова рассказывает, что последние полгода едва сводит концы с концами.



Людмила Кузнецова: Да, за квартплату приходят счета. Я плачу 2700 за квартиру, и на что мне остается жить? Окорочка самые дешевые, что берешь, вода и хлеб - вот и все.



Андрей Королев: Между тем, руководство рудника обнаружить в поселке Ревда невозможно. Председатель стачкома Виктор Кузнецов также в растерянности.



Виктор Кузнецов: Есть конкурсный управляющий - Денисова Ольга Викторовна. Она была здесь у нас один раз, где-то в июне месяце.



Андрей Королев: Вот уже неделю шахта постепенно заполняется водой, а председатель стачкома бомбардирует письмами прокуратуру и власти Мурманской области. Оттуда пока доносится гробовое молчание.