Виновных в пожаре на атомной подлодке надо искать на берегу

Как рассказывают моряки, даже за гибель личного состава редко кто несет уголовную ответственность

Следователи Военной прокуратуры выясняют причины возгорания на атомной подводной лодке «Святой Даниил Московский». Возбуждено уголовное дело по статье «Нарушение правила кораблевождения». В результате пожара, который случился в ночь на четверг погибли два члена экипажа, еще один госпитализирован с отравлением угарным газом. По предварительным данным, причиной пожара стала неисправность электропроводки. По словам представителей Военно-Морского флота, ядерный реактор угрозы не представляет. Вовремя сработала автоматическая система защиты.


До сих пор нет согласия в вопросе, какую задачу выполняла атомная подводная лодка «Святой Даниил Московский», когда на ней начался пожар. Официальные лица утверждают, что АПЛ не принимал участия ни в каких учениях и во время аварии находился в надводном положении. Однако близкие к командованию Северного флота источники утверждают, что подводная лодка готовилась к переходу в норвежский порт Транхейм, где на российско-американских морских учениях «Северный орел-2006», начавшихся в четверг, должна была возглавить российскую подводную флотилию.


Официальная версия о причинах пожара пока неизменна - неисправность проводки. О ней сообщил начальник пресс-службы Северного флота Владимир Навроцкий: «Произошло возгорание электрощита в электротехническом отсеке вспомогательных механизмов. Действиями экипажа корабля очаг возгорания был ликвидирован. В результате задымления отсека получили отравление угарным газом мичман Шабанов и матрос контрактной службы Этюев, которых после эвакуации с борта подводной лодки спасти не удалось».


Сразу же после задымления шестого отсека, где располагается щит управления обратимого энергопреобразователя, сработала аварийная система защиты ядерной энергетической установки. Отсек был немедленно задраен, и оба моряка, по всей видимости, не смогли воспользоваться устройствами личного жизнеобеспечения. Это признал и главком ВМФ России Владимир Масорин.


«У каждого подводника есть портативный дыхательный аппарат. Он висит на поясе. И в такой ситуации подводник включается и дышит тем кислородом, который вырабатывает этот аппарат. Вероятнее всего, эти двое военнослужащих просто не успели включиться», - заявил он.


Впоследствии выяснилось, что в этой же аварии пострадал еще один матрос, участвовавший в тушении пожара. В его баллоне попросту не оказалось воздуха. Сейчас этот военнослужащий находится в госпитале, его жизни ничего не угрожает. Однако эти обстоятельства заставляют сомневаться в готовности подводного ракетоносца к выходу в море. А главком ВМФ Масорин даже усилил эти сомнения: «Этой лодке 16 лет. Она, конечно, просрочила сроки ремонта, но установленным порядком продлены сроки эксплуатации, у нее новая аккумуляторная батарея, она полностью была исправна», - сказал он.


Само возгорание удалось ликвидировать лишь после полуночи, хотя, как утверждает руководство Северного флота, инцидент пожаром назвать нельзя. Это локальное задымление, утверждают военные. Сейчас подлодка находится в пункте постоянного базирования Видяево, расположенного в 45 километрах от Мурманска.


По мнению бывшего командира атомной подводной лодки капитана второго ранга в запасе, а ныне директора компании «Городской центр экспертиз – энергетика» Вадима Нарбута, неисправность проводки, как правило, причина большинства пожаров на подводных лодках.


«Одна из самых распространенных причин пожара на подводных лодках - это или возгорание трансформаторов, или короткое замыкание из-за неисправной электропроводки. А неисправность электропроводки может быть по какой угодно причине, в том числе и, допустим, по такой причине, как крысы…».


За смерть личного состава, по мнению Вадима Нарбута отвечать будут лишь в дисциплинарном порядке. Уголовную ответственность никто не понесет: «По крайней мере, когда я служил, у нас было так, что даже в случае гибели личного состава очень редко кто-то нес уголовную ответственность».


По мнению председателя Клуба моряков-подводников капитана первого ранга Игоря Курдина, пожар, вызванный неполадками в электропроводке, не должен был привести к смерти личного состава.


«Эти люди, которые оказались без средств защиты… это грубейшее нарушение всех законов подводного плавания, потому что на боку у каждого подводника висит так называемое "устройство ПДУ", время его действия - 20 минут, это устройство для экстренной защиты органов дыхания, чтобы человек мог включиться, мог начать тушить пожар и по ходу, когда уже подтянутся другие люди, переключиться в штатные средства защиты, в которых можно работать уже в загазованных помещениях. Если матрос, о котором сейчас сказал главком Масорин, который тоже пострадал, но, слава Богу, остался жив, полез в этот отсек, который никто не имеет права открывать во время пожара, самостоятельно полез их вытаскивать, это еще более грубое нарушение, потому что, когда в одном отсеке пожар, он локализован, иначе огонь может перекинуться на другие отсеки, и тогда количество погибших будет гораздо больше».


По мнению Игоря Курдина, лодки такого типа, как «Даниил Московский», уже морально устарели, а виновных в случившемся нужно искать на берегу.


«Все услышали слова главкома, что эта лодка уже 16 лет в строю без среднего ремонта. В мое время межремонтные сроки до среднего ремонта составляли 7-8 лет, потом их начали продлять. На каком основании продлевают эти межремонтные сроки? 8, 10, 12, 16 лет - а она все плавает и плавает. Помните ситуацию с пуском баллистических ракет на глазах у президента, когда эти ракеты взрывались, падали, вообще не выходили из шахт, потому что эти ракеты тоже были просрочены? Потому что вот эти сроки не просто назначались с потолка, они назначались согласно научно-обоснованным данным, данным экспертиз».