«Переименовать Чечню, чтобы досадить Кадырову»

Рамзан Кадыров осадил своего президента

5 сентября президент Чеченской республики Алу Алханов неожиданно выступил с идеей переименовать Чеченскую республику в Нохчийн республику. Однако уже через два дня председатель правительства Чечни Рамзан Кадыров выступил против идеи президента. В своем заявлении он назвал предложение Алханова несвоевременным и экономически нецелесообразным, отметив, что миллионы рублей, которые потребует такой проект, гораздо разумней пустить на восстановление республики.


«Хоть горшком назови, лишь бы не в печь». По словам грозненского журналиста Ахмеда Сулатонова, таковы сегодня настроения людей в Чечне. «Да пусть переименовывают хоть в Кадыровстан, главное, чтобы не бомбили. Это - мнение обывателей по поводу заявлений Алханова. Рядовые чеченцы слишком далеки от этого».


По словам Сулатонова, название «Чечня», часто используемое российскими журналистами в репортажах из региона, действительно может показаться издевательским. В русском языке существительные, заканчивающиеся на «-ня», имеют уничижительный смысл – «фигня», например. Именно этот аргумент приводят местные историки, которые выступают за то, чтобы Чечню не называли Чечней.


«Помимо этого, - говорит Ахмед Сулатонов, - один из чеченских историков сказал мне, что еще в царские времена российские генералы отмечали, что для нохчи было оскорбительно название "чеченец". Другие же историки считают, что прошли времена, когда слово "Чечня" имело негативный оттенок. Теперь вполне допустимо, чтобы республику так называли, тем более, название "Чечня" - неофициальное. А "Чеченская республика" - тоже благозвучно, считают в Академии наук Чеченской республики. "Нас весь мир на протяжении нескольких сотен лет знает как чеченцев. Не стоит забивать голову людям", - отвечают чеченские академики».


Многие журналисты расценили заявление Алханова о переименовании республики, как очередное обострение в отношениях с Рамзаном Кадыровым. Косвенным подтверждением этому послужил и комментарий чеченского премьера, который выступил против инициатив вышестоящего начальства. Между тем, как рассказывает Ахмед Сулатонов, чеченский парламент, подконтрольный Кадырову, не прекращает попыток переименовать столицу республики Грозный в Ахмадкалу. Рамзан Кадыров заявил, что против этого. И вопрос был снят с повестки дня. Две недели назад парламентарии снова подняли этот же вопрос. Буквально через несколько дней последовало заявление Алханова теперь уже о желании переименовать саму республику.


История вопроса в изложении главного редактора агентства новостей Caucasus Times Ислама Текушева: «Идея переименования Чечни не нова. Алу Алханов позаимствовал ее из ассортимента идей окружения Джохара Дудаева. Еще тогда лидеры чеченской революции утверждали, что слово "Чечня" неблагозвучно и оскорбительно. Еще Первый съезд чеченского народа провозгласил декларацию о суверенитете Чеченского государства Нохчичо - страна чеченцев. Названий было множество, комбинации трех слов - Нохчийн, Чечня, Ичкерию плюс прижившаяся в некоторых чеченских диаспорах за рубежом Чечения.


В 1993 году после Всероссийского референдума в 65-ю статью Конституции вошло название Чеченская республика Ичкерия. В 2003 году уже сама Чечня под руководством Кадырова принимает Конституцию, в которой есть два названия - Чеченская республика и Нохчийн республика».


У истории с переименованием есть отчетливый политический контекст. Противостояние между президентом Алу Алхановым и премьер-министром Разманом Кадыровым приобретает все более острые формы. И любые противоречия между двумя первыми лицами Чечни оцениваются в республике не иначе, как очередной этап борьбы за власть.


«Дело совсем не в названии, - продолжает Ислам Текушев. - С октября нынешнего года председатель правительства Чечни Рамзан Кадыров вступает в президентский возраст. Ему исполняется 30 лет. Фактически его амбиции - стать полноправным хозяином Чечни - уже реализованы почти на 100 процентов. Остается не отвоеванная территория, захватив которую он сможет формально закрепить свое владычество, - это кресло президента. Однако так называемые перевыборы Алханова должны состояться только в 2008 году.


Конфликт между двумя лидерами республики, который продолжается длительное время, обещает с осени приобрести характер открытой и жестокой войны. Понимая это, Алу Алханов, не имеющий опоры в структурах чеченской власти, так как все значимые позиции заняты кадыровскими кадрами, пытается создать себе имидж публичного политика. Этим объясняется его активность в организации пресс-конференций, которые в основном проходят за пределами республики. Он повторяет ход Рамзана, который, чтобы повысить свою популярность, стал охотно использовать идеи и терминологию чеченских национал-патриотов дудаевского разлива, сторонников независимости Чечни. Попытку Алханова нельзя назвать удачной. Рамзан Кадыров своей резкой отповедью обратил предложение Алханова в ничто».


Но как считает главный редактор интернет-агентства Caucasus Times , Алу Алханов не намерен просто так отдавать свое кресло. Возможно, Рамзану Кадырову предстоит очень нелегкая борьба.


«В этой истории уже есть намеки на новую политическую диспозицию, - говорит Ислам Текушев. - Если раньше Алу Алханов как ставленник кадыровского клана был вынужден отмалчиваться, сносить многочисленные оскорбления из уст Рамзана и от его окружения, то за последние несколько месяцев он явно приобрел характер бойца, и решил вести борьбу уже не только в положении обороняющегося, но и наступающего».