Невозврат потребительских кредитов: пострадают, скорее, компании

Эксперты считают, что при нынешнем уровне страхования, даже если банковский кризис и случится, на частных вкладчиках это не отразится

В России продолжается бум потребительских кредитов - их общий объем увеличивается на 5% в месяц. Но почти вдвое быстрее растет просроченная задолженность по ним - на 9%. И правительство, и Центральный банк предупреждают: хотя говорить о возможности банковского кризиса по причине невозврата потребительских кредитов не стоит, но все же...


Почти все частные вклады в России застрахованы. В резервах государственного Агентства по страхованию вкладов уже - сумма, превышающая 1% общего объема таких вкладов. По законодательству Испании, например, если объем страхового фонда достигает 1% всей суммы частных вкладов в стране, обязательные взносы банков в этот фонд на какое-то время вообще прекращаются...


При нынешнем уровне страхования частных депозитов в России, даже если банковский кризис и случится, на частных вкладчиках это уже не отразится так же, как было в 90-е годы, соглашается главный экономист «Альфа-Банка» Наталия Орлова. «Но когда мы говорим о кризисе банковской системы, то имеем в виду не только невозврат розничных кредитов и депозитов, но и о том, что компании могут потерять свои деньги, так как их счета будут заморожены, о кризисе доверия между банками...» И в случае, если просроченная задолженность по розничным кредитам вдруг превратилась бы в снежный ком, который радикально ухудшит банковские балансы, то, скорее, панические настроения преобладали бы уже среди корпоративных клиентов банков, а не частных, предполагает Орлова.


Впрочем, и общий объем выданных потребительских кредитов, и объем просроченной задолженности по ним в России значительно меньше, чем в других странах.


Когда долги превышают доходы

В России сегодня на долю кредитов населению приходится 20% всех кредитов, выданных банками. То есть остальные 80% - кредиты компаниям и предприятиям. Для сравнения: в Польше потребительские кредиты составляют 51% от всех банковских кредитов, а, например, в Испании это соотношение – почти противоположное российскому.


«Лишь четверть от всех кредитов в Испании приходится сегодня на долю компаний. Остальные кредиты – потребительские, среди которых, в свою очередь, почти 70% - ипотечные, - говорит президент Ассоциации сберегательных касс Испании Викторио Валье. – Испанские банки выдают их сегодня на срок до 35 лет под 3-4% годовых. Такие «мягкие» условия, кстати, и обусловили один из самых низких в мире уровней просроченной задолженности испанцев - всего 0,65%».


В России, по официальным данным, из всех кредитов, выданных частным лицам, только 2,6% считаются просроченными. Реально их объем, как говорят сами банкиры, может быть в 4-5 раз больше. А по отдельным видам кредитов, особенно – выдаваемых прямо в магазинах, и у отдельных банков объем просроченной задолженности может достигать и 20%.


В Польше, например, даже официально признаваемый объем проблемной задолженности по потребительским кредитам – втрое больше, чем в России. «На сегодня почти 7,5% всех кредитов, выданных в Польше частным лицам, - это так называемые «кредиты, находящиеся под угрозой, - говорит Павел Майтковски, сотрудник варшавской консалтинговой компании Expander , специализирующейся на рынке банковского кредитования. - Правда, среди ипотечных кредитов этот показатель почти двое ниже - 4,4%».


В Польше на сегодня объем всех выданных банками потребительских кредитов составляет примерно 80 миллиардов долларов. Это в 1,5 раза больше, чем в России, и соответствует почти 25% объема ВВП Польши. В Испании кредитов населению выдано на сумму в 10 раз большую – 850 миллиардов долларов, это - 80% ВВП Испании. «Задолженность перед банками среднестатистической испанской семьи сегодня почти на 10% превышает средний по стране уровень доходов такой семьи, - сетует Викторио Валье. - Причем эта задолженность только нарастает в последние годы. И, например, резкого повышения процентных ставок по кредитам бюджет испанской семьи может просто не выдержать».


В России весь объем рынка потребительского кредитования составляет на сегодня около 50 миллиардов долларов, то есть примерно 7% общего объема экономики...


Банки сами определяют свои риски


В странах Европейского союза некие жесткие требования в отношении того, какие именно резервы банки обязаны создавать под свои «проблемные» долги по выданным кредитам, не практикуются. «Они сами должны создавать резервы на все кредиты, которые считаются «под угрозой», - поясняет Павел Майтковски из варшавской компании Expander . - На сегодня польские банки создали резервы, которые покрывают в целом 64,5% общей суммы таких кредитов».


Та же практика – в Испании. «У каждого банка - своя политика. Он сам создает специальные фонды для покрытия просроченной задолженности. Их объем зависит от того, сколько и каких именно кредитов выдано клиентам, чья платежеспособность стала вызывать сомнения, - рассказывает сотрудник испанского Banco Popular Сантьяго Ромеро. - Но, скажем, Центральный банк Испании не имеет права просто запретить тем или иным коммерческим банкам выдавать новые кредиты. Сегодня, ввиду большой общей задолженности испанских семей, он лишь рекомендует коммерческим банкам ограничивать новые кредиты, чтобы общая задолженность не росла так быстро. Но это лишь - рекомендации Центрального банка, они вовсе не обязательны для исполнения».


В России банки также обязаны создавать резервы под «проблемную» задолженность. Но как именно они это делают – вопрос отдельный. «В банковском надзоре внедряется так называемый принцип «профессионального» или «мотивированного» суждения, - говорит председатель подкомитета Государственной Думы по банковскому законодательству Павел Медведев. - То есть банкир сам должен оценивать риск, который он на себя берет. Если он, по каким-то признакам, понимает, что данный кредит - совсем «плохой», он должен сам решить создать под него 100%-ый резерв, ведь этот кредит - не вернется. А если у него лишь небольшие сомнения, он создаст, предположим, резерв в 3%».


Но – сколько банков и банкиров, столько и мнений, какую задолженность уже считать критической, а какую – еще рано...


«Принцип профессионального суждения – замечательная вещь. Но все-таки Центральным банком сейчас готовится специальный документ, который обсуждается банковским сообществом, - говорит Павел Медведев. – Он предполагает, что в принцип «профессионального суждения» вводятся некоторые общие положения, чтобы сформировать более или менее одинаковые представления банкиров о том, что есть «большой» риск, что такое риск «не очень большой», а что такое - «безрисковый» кредит».