Генпрокурор Украины оградил Кучму от обвинений по делу Гонгадзе

Мирослава Гонгадзе не доверяет украинскому следствию

Генеральный прокурор Украины Александр Медведько заявил в пятницу, что не видит оснований привлекать к уголовной ответственности высших должностных лиц государства по делу об убийстве журналиста Георгия Гонгадзе. Выступая перед депутатами Верховной Рады, генпрокурор сообщил, что пока следствие не получит в свое распоряжение оригинальные записи разговоров в кабинете Леонида Кучмы, прокуратура не вправе обвинять в причастности к убийству бывших руководителей страны.


По словам Александра Медведько, следователи располагают лишь копиями аудиозаписей разговоров в кабинете экс-президента, сделанных бывшим майором госохраны Николаем Мельниченко. Анализ этих записей, сказал генпрокурор, позволяет только предположить, что голоса на фонограммах принадлежат Леониду Кучме, бывшему министру внутренних дел Юрию Кравченко и другим высшим должностным лицам. «У следствия нет точной информации о способе проведения этих записей, - заметил Александр Медведько. - Мы не можем сделать вывод о том, подвергались ли оригиналы монтажу или изменениям во время или после фиксации разговоров».


Работники генеральной прокуратуры, сказал Медведько, при поддержке президента страны и народных депутатов приложили максимум усилий для приезда на Украину Николая Мельниченко. Однако, несмотря на то, что были созданы «все условия для плодотворного сотрудничества с ним», бывший президентский охранник так и не проникся доверием к следствию. При допросе Мельниченко в качестве свидетеля присутствовали как его представители, так и представители Леси (матери) и Мирославы (супруги) Гонгадзе, но, как с казал генеральный прокурор Украины, «к сожалению, следователи не получили необходимых свидетельств для установления истины в деле, а также оригиналы записей фонограмм».


Майор Мельниченко, прибывший на Украину в ноябре прошлого года и покинувший ее в марте 2006-го, сегодня присутствовал на заседании Верховной Рады. Пользуясь этим случаем, генпрокурор обратился к нему с просьбой предоставить оригиналы сделанных им записей, а также дать полные ответы на интересующие следствие вопросы. Однако сам Мельниченко в интервью парламентским журналистам сообщил, что жена Георгия Гонгадзе Мирослава официально завила о том, что не доверяет нынешней Генеральной прокуратуре, видит угрозу жизни Николая Мельниченко как основного свидетеля по этому делу и хотела бы, чтобы это дело было доведено до логического завершения после того, как аутентичность пленок Мельниченко буде подтверждена международными экспертами.


Майор уточнил, что по его глубокому убеждению, «Генеральная прокуратура или некоторые люди из Генеральной прокуратуры пытаются заполучить вещественные доказательства, чтобы потом они были уничтожены». Мельниченко настаивает на том, что экспертизу должно провести либо ФБР, либо эксперты, которых назначит Парламентская ассамблея Совета Европы.


Сегодня же народный депутат от Партии регионов Тарас Чорновил сообщил коллегам, что за три дня до своей таинственной смерти экс-глава МВД Украины Юрий Кравченко, чей голос также слышен на упомянутой пленке, обещал ему свидетельствовать и по делу об убийстве журналиста Георгия Гонгадзе, и по делу о гибели лидера Народного руха Украины Вячеслава Чорновила. «Он подошел ко мне, поскольку я не раз его обвинял в причастности к убийству моего отца и сказал: я буду свидетельствовать по всему и по Гонгадзе, и по Чорноволу, и мы договаривались встретиться через неделю. Через три дня Кравченко не стало, а через час ряд людей, в том числе и присутствующие в этом зале на всю страну заявляли, что это было самоубийство, абсолютно бессмысленное даже с медицинской точки зрения», - сказал депутат. Как известно, в день, когда он должен был давать показания, Юрий Кравченко был найден мертвым у себя на даче с двумя пулевыми ранениями в голову.


Верховная Рада решила создать следственную комиссию по контролю за расследованием дела об убийстве Георгия Гонгадзе. За соответствующий проект постановления проголосовали 405 депутатов при необходимых 226. Парламент распределил места в будущей комиссии следующим образом: фракция Партии регионов - 5, фракция Блока Юлии Тимошенко - 3, фракция Блока «Наша Украина» - 2, фракция социалистической партии - 1, фракция коммунистической партии - 1.