Кризис в Венгрии: от непарламентских откровений премьера к разгрому телецентра

Митинговавшие требовали отставки правительства, свободы слова и свободы печати

В центре Будапешта у здания венгерского телевидения минувшей ночью произошли массовые беспорядки. Пострадали более 100 человек, причем большинство из них - полицейские, которые пытались предотвратить захват телецентра. По сообщению CNN , общее число участников акции протеста, собравшихся перед телецентром, достигало 10 тысяч человек. Митинговавшие требовали отставки правительства, свободы слова и свободы печати в Венгрии. Массовые выступления начались еще в воскресенье у здания венгерского парламента. В понедельник вечером толпа манифестантов направилась с площади Кошута к зданию телевидения. Ночью в центре города были сожжены несколько автомобилей, а демонстранты, в конце концов, захватили и разграбили телецентр.


Поводом для беспорядков стало просочившееся в прессу признание премьер-министра Венгрии Ференца Дюрчаня в том, что члены его правительства лгали народу о состоянии экономики с целью победить на парламентских выборах в апреле.


За драматическими событиями в Будапеште внимательно следит известный венгерский политолог, специалист по проблемам развития стран переходного периода Золтан Биро.


Золтан Биро: В последние годы в связи с очередными выборами страсти всегда очень усиливаются, и в последнее время меньше и меньше контролируются. Кроме того, в последние дни стало известно выступление нынешнего премьер-министра, это выступление прозвучало еще в мае перед членами социалистической фракции. В своей речи наш премьер-министр достаточно откровенно критиковал поведение и деятельность предыдущего либерального правительства, но это не публичное выступление было, а закрытое, и хотел, скорее всего, премьер убедить членов фракции, что необходимы очень значительные и тяжелые реформы.


Андрей Шарый: Эти замечания Дюрчань сделал в мае. А почему народный протест разразился только в сентябре?


Золтан Биро: Эта речь только позавчера стала публичной, до этого никто об этом не знал. И, конечно, выступление в узком кругу и публичное - это совершенно разные вещи, значения слов в закрытом кругу и открытом - совершенно другие следствия вызывают.


Андрей Шарый: Он говорил цинично? Он использовал непарламентские выражения, ругался, неуважительно говорил о венгерском народе?


Золтан Биро: Конечно некоторыми, мягко говоря, непубличными выражениями пользовался. То есть это в узком кругу иногда, конечно, люди могут использовать, но уже многие считают, что это неприлично. Кроме того, он признался, что правительство мало что сделало в течение последних четырех лет и вообще руководство недостаточно откровенно и правдиво рассказало о положении. Это было адресовано членам фракции. Скорее всего, если бы он публично выступал, более мягко выразился бы.


Андрей Шарый: Кто-то организовывал вот эти беспорядки на площади и попытку штурма телевидения или это действительно стихийный протест? Видимо, ведь есть люди, которые заинтересованы в отставке правительства?


Золтан Биро: Такой интерес, скорее всего, есть. Я даже не могу исключать, что такой интерес даже внутри социалистической фракции есть. И, конечно, внешняя оппозиция заинтересована в этом. Трудно сейчас однозначно сказать, что кто-то организовал из политической элиты - или все эти события непосредственно связаны с какими-то политическими партиями. Вообще, политическое настроение, политическое окружение, те политики, особенно со стороны оппозиции, в последнее время как бы позволили людям думать, что все позволено, можно даже такими радикальными мерами действовать.


Андрей Шарый: Как вы думаете, что разъярило тех людей, которые пришли вчера на площадь? Они вдруг поняли, что власть может их обмануть? Они хотят, чтобы с ними говорили, как с взрослыми? В чем там дело?


Золтан Биро: Активных людей там достаточно мало было, может быть 500-100 человек. Несколько сот человек собрались, может быть, тысяча-полторы, но основная часть была неактивна. Некоторые западные агентства даже намекнули на то, что они вообще футбольные фанаты или среди них есть люди, которые вообще очень часто готовы на эмоциональное поведение. Многие из тех, кто отрицательно относится к нынешнему правительству, не готовы выступать таким образом. Венгрия - это действительно страна среднецентральной Европы, которая последние 15 лет сохраняла политическую, экономическую и социальную стабильность. Это было ценностью этой страны. Потерять эту ценность, я думаю, что очень дорого, хотя, очевидно, что некоторые трещины уже появились.