Чеченские милиционеры в Петербурге: «раньше это называлось наездом»

«Это Российская Федерация? они граждане Российской Федерации? Давайте не будем врать. Там идет жизнь такая, какая в Средневековье. Мы не можем этого изменить». На фото: Герой России после боевой операции

Известное петербургское мясоперерабатывающее предприятие «Самсон» уже много лет принадлежит столичной коммерческой структуре «Московский индустриальный банк», президентом которого является Абубакар Арсамаков, мощная фигура в чеченской диаспоре Москвы. В 2001 году генеральным директором «Самсона» был назначен его племянник Хамзат Арсамаков, который и руководил предприятием до последнего времени.


Но в прошедшую пятницу на предприятие прибыла вооруженная группа во главе с человеком, представившимся как бригадный генерал Чеченской республики Сулим Ямадаев. Угрожая оружием, они скрутили охрану и в кабинете руководителя предприятия устроили избиение директора, требуя подписать бумаги в пользу ОАО «Салолин», принадлежащее другой чеченской группировке. Пресс-атташе «Московского индустриального банка» Заурбек Гакаев так говорит о сути конфликта: «ОАО "Салолин" была в свое время добросовестным дилером "Самсона". Потом они задолжали нам денег. В залоге была земля. Деньги возвращать они не хотели. Землю мы у них арестовали. В тот момент они пошли с нами на мировую. В день, когда мы подписывали мировую и освободили от юридического ареста их землю, они переписали заем на третьих лиц. Они решили, что теперь земля это их, и теперь не они нам должны, а мы им, и начали подавать судебные иски. Не суды всегда признавали наши права за теми землями, на которых находится наше предприятие. Поняв, что юридическую победу над "Самсоном" им не одержать, они решили подключить “физическую” составляющую. Раньше это называлось “наездом”, сейчас это называется “рейдерством”. Но как не назови, это будет физическая угроза, расправой над директором и попыткой физического воздействия переписать документы и забрать себе».


Теперь уже бывший директор «Самсона» написал заявление о сложении с себя полномочий руководителя предприятия. Заурбек Гакаев прокомментировал это так: «Директора побили довольно сильно. Это было не просто избиение, а даже какая-то пытка. Он достаточно тяжело травмирован, лежит сейчас в больнице под охраной правоохранительных органов. В этих условиях оставаться директором просто даже тяжело, ибо лечение будет длительное, а оперативное руководство кому-то осуществлять нужно. Поэтому он сложил с себя полномочия. В настоящее время в Петербург выехало новое руководство "Самсона", которое будет в ближайшие день-два представлено и общественности и сотрудникам самому завода».


Однако не все так безоблачно. Сегодня в средствах массовой информации опять промелькнуло сообщение, что попытку расставить своих людей на «Самсоне» представители «Салолита» повторили нынче утром. Но их удалось выдворить с территории предприятия. Подобные сообщения вызывают вопросы не потому, что несколько хозяйствующих субъектов не могут решить свои проблемы, а потому, как они их решают.


Заместитель директора Агентства журналистских расследований Евгений Вышенков считает, что ситуация сложилась крайне нестандартная, и в то же время показательная: «Я думаю, что таких историй не было, может быть, несколько лет. Приехала группа товарищей. Все они, судя по всему, были сотрудники батальона "Восток". Они все были вооружены, в камуфляжной форме. Их руководитель Ямадаев - Герой России, бригадный генерал, подполковник советской армии, замкоменданта Чечни, но чиновник, крупный госчиновник.


Я думаю, что дело не в том, кто прав - "Самсон" или некая компания "Салолит". Дело даже не в том, что приехали люди и заставили что-то подписать, били стекла и людей. Дело в том - кто приехал?! 30 сотрудников какого-то подразделения с оружием и в форме едут куда-то. Наверное, они едут в командировку. Закон предписывает отметиться и доложить о целях командировки. Но мы же понимаем, что этого ничего не произошло. Никто нигде не отмечался. Они просто снимаются из Чечни, доезжают, в данном случае, до Санкт-Петербурга. Я знаю, что в Москве они достаточно спокойно себя чувствуют. Наверное, могут приехать и в Красноярск, если нужда заставит. Они могут себе позволить ехать куда хотят и делать, что хотят».


Евгений Вышенков считает, что в очередной раз государственные структуры не смогли не только прореагировать на случившееся, но вряд ли смогут и принять правильные решения, которые позволят избежать дальнейшего обострения ситуации: «Все понимают политический вектор. Бывший повстанец, очень известный, который перешел на нашу сторону, сдал нам Гудермес, который сделал много хорошего и сохранил много русской крови, безусловно. За что, конечно, по обычаям, а не по закону (а эти обычаи идут еще с тех кавказских войн) был награжден и приближен. Замечательно. А теперь он держит вместе с Кадыровым огромные территории в руках. Мы можем говорить о том, что это Российская Федерация, о том, что они граждане Российской Федерации? Давайте не будем врать. Там идет жизнь такая, какая идет жизнь в средневековье. Мы не можем это изменить. А что делать по закону? Задерживать Ямадаева надо и выяснять, кто кого бил, где нарушение. Как вы себе это представляете? Что будет дальше? Это абсурд. Любой человек понимает, что сделать это теоретически можно, но после этого, может быть, Гудермес снова чужой будет. Власть, я думаю, что обязана грамотно отреагировать на это, жестко, может быть, с уловкой какой-то. Она должна показать горожан о том, что - ребята, что-то произошло, но это случайность. Такого больше не повторится. А наверху в Москве с федералами решить вопрос и с Ямадаевым, и с Кадыровым - ребята, не ставьте вы нас в сложную ситуацию. Давайте сядем за стол. Это намного будет лучше для общества, если мы на "Самсоне" все это как-то по-тихому решим».


Чем закончится этот опасный спор, и какие меры предпримут власти для сглаживания накалившейся ситуации, станет ясно в ближайшее время.