Заочная политическая дуэль между Джорджем Бушем и Махмудом Ахмадинеджадом на сессии Генеральной Ассамблеи ООН

Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Кирилл Кобрин.



Андрей Шароградский : В Нью-Йорке открылась 61-я сессия Генеральной ассамблеи ООН. Это событие привлекло в этот раз особое внимание - на сессии состоялась заочная политическая дуэль между лидерами Соединенных Штатов и Ирана, что сделало неизбежным обсуждение ближневосточной проблемы и ядерной программы Тегерана. Над темой работал мой коллега Кирилл Кобрин.



Кирилл Кобрин : Наблюдатели предвкушали на этой сессии столкновение между непримиримыми политическими противниками - президентами США Джорджем Бушем и Ирана Махмудом Ахмадинеджадом. Вообще же, ситуация на Ближнем Востоке, иранская ядерная программа и конфликты, связанные с противостоянием между Западом и исламизмом должны были стать главными темами обсуждения. Это подтвердило и выступление Генерального секретаря ООН Кофи Аннана, который, кстати говоря, проводит последнюю Генеральную ассамблею на своем посту. Он покинет его в конце года. Итак, открывая 61-ю ежегодную сессию Генеральной ассамблеи ООН Кофи Аннан предупредил о глобальной угрозе новых религиозных войн.



Кофи Аннан : Ложные представления и стереотипы, лежащие в основе идеи столкновений цивилизаций, становятся все более распространенными. Нечувствительность к верованиям и священным символам других людей намеренно или нет используются теми, кто стремится разжечь новую религиозную войну на этот раз в глобальном масштабе.



Кирилл Кобрин : Ход вчерашнего заседания отчасти подтвердил опасения Генерального секретаря ООН. Все ждали выступлений Джорджа Буша и Махмуда Ахмадинеджада. Американский президент большую часть своей речи посвятил ситуации на Ближнем Востоке. О его выступлении и реакции на это выступление - корреспондент Радио Свобода в Нью-Йорке Ян Рунов.



Ян Рунов : Президент Буш в своей речи на 61-й сессии Генеральной ассамблеи ООН дал свою оценку происходящему в мире, осудил терроризм и экстремизм и обещал поддержку тем странам, кто выбрал демократический путь развития.



Джордж Буш : Свобода по своей природе не может быть навязана. Она должна быть выбрана. От Бейрута до Багдада люди проголосовали за свободу. И собравшиеся в этом зале тоже должны сделать свой выбор. Америка его сделала. Мы будем помогать сторонникам умеренной политики и демократических реформ.



Ян Рунов : Давний критик президента Буша, губернатор-демократ штата Нью-Мексико, а в прошлом полномочный представитель США в ООН и член администрации президента Клинтона Билл Ричардсон сказал, что несмотря на остающуюся жёсткой позицию Буша в отношении Ирана, не желающего отказываться от обогащения урана, в речи президента он усмотрел намёк Тегерану на возможность договориться. Ричардсон так прокомментировал выступление президента.



Билл Ричардсон : Я заметил некие новые перспективы в словах о том, что мы намерены добиваться уступок с помощью дипломатии, что мы уважаем исламский мир. Мне также понравилось то, что Буш сказал по поводу Израиля и Палестины. Но я ожидал, что президент назначит специального посланника по проблеме мира на Ближнем Востоке. Сейчас мы столкнулись с таким количеством международных кризисов и конфликтов, что Госсекретарь Кондолиза Райс не может сама справиться с объёмом работы. В целом речь президента на Генеральной ассамблее, несмотря на её примирительный тон, была жёсткой.



Ян Рунов : В то же время президент США признал важную роль ООН.



Джордж Буш : Вместе мы должны поддерживать тех, кто стремится к позитивным реформам в проблемных регионах. Делая это, мы будем следовать высоким идеалам, на которых Организация Объединённых Наций была основана.



Ян Рунов : По словам Ричардсона, Буш прав, года говорит, что для очень многих государств Азии, Африки, Латинской Америки ООН - единственная возможность быть услышанными. Да и для США эта трибуна остаётся весьма важной. Он сказал, что выступление президента США на Генеральной ассамблее ООН - важнейший момент для всех. И для самой Америки, которая нуждается в Организации Объединённых Наций и в международной поддержке.



Кирилл Кобрин : Из Нью-Йорка - наш корреспондент Ян Рунов.


В свою очередь, иранский президент Ахмадинеджад в долгу не остался. Его речь была своего рода длинным обвинительным актом против ближневосточной политики США и Великобритании. Подробнее о ней корреспондент Радио Свобода в Вашингтоне Аллан Давыдов.



Аллан Давыдов: Президент Ирана не присутствовал во время выступления президента США на утреннем заседании Генассамблеи ООН. Буш ответил взаимностью, когда Ахмадинеджад вышел на трибуну ООН вечером. В своем выступлении иранский лидер обвинил Соединенные Штаты и Великобританию в нарушениях международного права и в гегемонизме.



Махмуд Ахмадинеджад : К сожалению, настойчивость некоторых держав-гегемонов, которые взяли на себя право оказывать давление на международные органы, принимающие важные решения, включая Совет безопасности, вызывает растущее недоверие к ним со стороны мирового общественного мнения, подрывает надежность и эффективность этой наиболее универсальной системы коллективной безопасности.



Аллан Давыдов : В ходе маневров в ООН и за ее стенами Джордж Буш явно хочет избежать прямого столкновения с иранским президентом. Вечером во вторник Госсекретарь США Кондолиза Райс встретилась со своими европейскими партнерами, которые, особенно не афишируя, разговаривают с Ираном уже несколько недель. США тем временем говорят о возможности жестких антииранских санкций. Как заявил на заседании сенатского Комитета по иностранным делам заместитель госсекретаря Николас Бернс, американские дипломаты пытаются предупредить международное финансовое сообщество о высоком риске инвестиций в Иран. По его словам, ряд европейских и азиатских банков уже существенно сворачивают свои операции в Иране.


На заседании того же комитета короткое замешательство вызвала хлесткая реплика сенатора-республиканца Джорджа Войновича об иранском лидере Ахмадинеджаде.



Джордж Войнович : Этот человек напоминает мне Гитлера. Он открыто заявляет, что хочет уничтожить Израиль и отрицает факт Холокоста. Мы все прекрасно знаем, что он собой представляет.



Аллан Давыдов : Страсти по Ирану подогрела и большая статья в последнем еженедельнике «Time», где утверждается, что военная акция США против Ирана может вполне стать реальностью, несмотря на ее высокую цену.


Вместе с тем в Соединенных Штатах остается много сторонников воздействия на Иран силой убеждения. Джим Уолш - международный аналитик из Массачусетского технологического института.



Джим Уолш : Важно, чтобы нынешний иранский лидер понял, какова позиция Соединенных Штатов и почему они скептичны в отношении Ирана. В свою очередь и мы должны быть с ним честными и понимать, чем вызван антиамериканский скепсис Ирана, как достичь большего взаимопонимания и доверия. Мне бы хотелось убедиться, понимает ли президент Ахмадинеджад суть проблемы.



Аллан Давыдов : Джим Уолш входит в небольшую группу американских представителей, которая, как ожидают, в среду утром за завтраком проведет конфиденциальные переговоры с президентом Ирана.



Кирилл Кобрин : Рассказывал корреспондент Радио Свобода в Вашингтоне Аллан Давыдов.


Итак, некоторые обозреватели считают, что Джордж Буш выступил по иранской проблеме несколько мягче, чем предполагалось. Не исключено, что США вынужденно учитывают умеренную позицию других членов Совета Безопасности ООН, которые выступают против введения санкций в отношении Ирана. Джордж Буш в кулуарах Генеральной ассамблеи встретился с французским президентом Жаком Шираком. А на самой сессии Ассамблеи Ширак призвал мировое сообщество не спешить с введением санкций против Ирана.



Жак Ширак : Должен превалировать диалог. Давайте обсудим пути возобновления переговоров, учитывая важность проблемы, международному сообществу нужно проявить решимость и выступить единым фронтом. Наша задача состоит не в том, чтобы ставить под сомнение какой-либо режим. Мы должны обеспечить безопасность на основе международного права и соблюдение суверенитета.



Кирилл Кобрин : При этом французский лидер отметил, что Тегеран должен отреагировать на обеспокоенность мира в связи с иранской ядерной программой.