Елена Глушкова: «Мятеж не может кончиться удачей, в противном случае его зовут иначе»

Последняя перепись населения, памятная тем, что публично переписали и действующего президента, по его собственному признанию, работающего в настоящее время в услуговом комплексе (сфера деятельности: предоставление услуг населению), явила еще один поразительный результат. Трое граждан признали в себе хазар, а один персонаж оказался убежденным скифом. Дух захватывает. Хотя, возможно, немного обеспокоились клиницисты.


Впрочем, совсем не важно, есть ли основания для беспокойства специалистов из услугового комплекса (оказание медицинских услуг населению), важно то, что самоидентификация, выраженная столь экзотично, нашла должное отражение в официальных результатах переписи. Как и другие менее экстравагантные, но никак не менее важные для страны ответы. Была графа «национальность», пугающая своим историзмом, заполняемая гражданами в меру накопленного испуга и, хочется надеяться, чувства юмора.


Была ли графа «вероисповедание» в результате заполнения которой в стране обнаружилось столько-то атеистов, столько-то православных, католиков, иудеев, мусульман, протестантов? И все поголовно старше 18 (или 16, 14?) лет. А от 0 до? Предположительно, подавляющее большинство иноков не разумеют, да их и не спрашивают, справедливо полагая, что рано. Вот достигнут статистической зрелости – и определятся.

А пока суд да дело, запишем их чохом в условно-православные.

Нас, как державу, искренне возмущает, что Латвия произвольно меняет русские имена и фамилии на латышский лад, что не позволяет «иным» детям учиться на родном языке. И мы же, как держава, всерьез полагаем, что в классы к детям Бурятии, Татарстана, Калмыкии, в том числе и к тем, кто разбросан вне мест «компактного проживания», вообще ко всем детям без исключения должны прийти весьма уважаемые православные священники. Нелегкое дело им предстоит. Детям попроще – экзаменом больше, экзаменом меньше. А дальше что?

Если нельзя, но очень хочется, то можно. Это про процесс. Не про результат.

Следующая перепись населения продемонстрирует, что православных у нас прибавилось? Или убавилось?

Казус управляемой веры любопытен тем, что так не бывает, потому что так не может быть никогда и, увы, нигде. Вера от идеологии тем и отличается, что она необязательна для исполнения. Имеет смысл уточнить формулировку и, например, ввести обязательный курс и государственный экзамен «идеологические основы православности». Разумно. Понятно. Всех устроит. И не такое сдавали. Зато реалистично, по существу вопроса, и результатам переписи не противоречит.

Ну нельзя же, в самом деле, войти два раза в одну реку.