Казань – право на Универсиаду
Валерий Винокуров: Столица Татарстана надеется получить право на проведение крупного соревнования. Наш корреспондент Олег Павлов побеседовал об этом с мэром Казани Ильсуром Метшиным.
Олег Павлов: Казань сейчас претендует на то, чтобы стать центром Универсиады-2011. Почему?
Ильсур Метшин: Во-первых, у нас большое количество спортивных сооружений, а во-вторых Татарстан за последние 10 лет переживает бурное развитие профессионального и массового спорта. Мы имеем выдающиеся успехи как в командных видах спорта (и хоккей с шайбой, и хоккей на траве, и хоккей с мячом, и футбол) так и в индивидуальных. Огромное развитие получила инфраструктура. Поэтому мы считаем, что имеем право претендовать. Кроме того, мы хотели бы получить Универсиаду для дальнейшей популяризации развития любого спорта - профессионального, массового, детского. Мы уверены, что это будет серьезным толчком в этом вопросе и повлияет на развитие всей инфраструктуры. Нам обязательно нужен такой драйв, к чему бы мы все стремились. Я очень рад, что вокруг этой идеи объединилось не только руководство нашей республики – президент, премьер министр, члены правительства, - но и наше население. Поэтому мы сделаем все возможное для того, чтобы победить в этом престижном соревновании.
Олег Павлов: В Казани действительно есть такие монстры профессионального спорта, как «Ак Барс», УНИКС. Строятся сооружения мирового уровня. Не накладно ли это для бюджета, для налогоплательщиков?
Ильсур Метшин: Опыт проведения подобных мероприятий говорит о том, что, во-первых, это проекты окупаемые, во-вторых, мы ознакомимся с опытом проведения данных мероприятий за рубежом, на последних Олимпиадах, чемпионатах мира и сделаем все возможное, чтобы не потратить бюджетные средства, а, наоборот, заработать на этом мероприятии.
Олег Павлов: Дает ли это толчок развитию народного спорта?
Ильсур Метшин: Безусловно. Не надо придумывать велосипед. Посмотрите, что творилось в этом году на чемпионате мира по футболу в Германии, в местах проведения летних и зимних Олимпиад. Традиционно наша республика спортивная, столица спортивная, и я уверен, что, поборовшись и выиграв этот забег за право принимать Универсиаду в 2011 году, мы получим вертикальный взлет.
Олег Павлов: Те, кто живет в Казани, наблюдают, что, действительно, появляются у нас давно забытые спортивные площадки в городе. У мэрии Казани есть какие-то планы по развитию спорта в городе?
Ильсур Метшин: Коль скоро у нас традиционно уже определены и спонсоры, и коллективы, которые поддерживают профессиональный спорт (хоккей, баскетбол, футбол, водное поло, хоккей на траве), мы будем ставить себе задачи - массовый спорт во дворах, в школах, в заводских коллективах, студенческих… Мы - за массовость, за спорт во всем городе на всех его уровнях. Не может быть здорового государства и здоровой нации без здоровых людей. Здоровых как физически, так и духовно. Это основа основ, на чем нужно строить здоровое и процветающее государство. Здоровые дети, здоровые семьи, полноценные семьи, забота о детях, забота о нашем населении - это основа основ.
Олег Павлов: Возвращаясь к Универсиаде: Казань все-таки готова принять ее?
Ильсур Метшин: Мы очень серьезно продвинуты в этом вопросе, практически все объекты, необходимые для Универсиады, у нас или готовы, или будут готовы после принятия решения. Там все виды спорта - порядка 30-ти объектов. Например, легкоатлетический манеж будет сдан на следующий год. В общем, масса всего.
Валерий Винокуров: Надеемся, что надежды Казани провести Универсиаду осуществятся. Главное, чтобы этот проект не превратился, как говорится, в прожект, свидетелями чему мы уже столько раз были в связи с олимпийскими претензиями, к примеру, Москвы и Петербурга.
Экономика большого спорта
Дмитрий Морозов: Сегодня рубрика «Экономика большого спорта» опять перекликается с программой «Час прессы. Спорт», которая выходит в эфир по субботам. Слушателями был поднят вопрос об агентах, агентской деятельности, в частности, был упомянут Дмитрий Аленичев и итальянский импресарио, который работает с российским футболистом. Мы примерно год назад очень подробно разбирали эту тему, и настал момент, учитывая пожелания слушателей, вновь вернуться к ней. Слово профессору Роберту Воскеричяну.
Роберт Воскеричян: Действительно, агент Дмитрия Аленичева Буссини сумел сделать так, что его подопечный получил все деньги сполна. В этом заключается одна из важнейших функций агента – защита интересов своего подопечного. Что касается доморощенных, российских агентов, то мы год назад очень подробно разбирали, даже сделали какой-то квази-рейтинг, потому что настоящие рейтинги не возможны.
Дмитрий Морозов: Напомните, пожалуйста, фамилии. Я помню Сафонова, Андреева, Сарсанию...
Роберт Воскеричян: Да, Сафонова, Андреева, Сарсанию и других мы упоминали в контексте не лицензированного агентского бизнеса или, как их иногда называют, «жучков». Но обо всем по порядку. За год, который прошел с момента нашей беседы об агентах, произошли достаточно существенные изменения как в самом рейтинге, так и вообще на этом рынке. Ввели правило, что лицензированный агент должен купить страховку, а не выплатить всю сумму в размере 200 тысяч швейцарских франков. Эта страховка стоит около 2 тысяч долларов. Соответственно, появилась возможность массового притока людей в эту профессию. Действительно, за два с половиной - три года число лицензированных агентов возросло с 5-10 человек до 40-45 человек.
Дмитрий Морозов: А где-то эти данные опубликованы?
Роберт Воскеричян: Данные есть на сайте РФС. Есть очень интересные сайты, которые принадлежат футбольным агентствам. Итак, агентов стало несколько десятков. Это первое изменение. Второе - в соответствии со знаменитой философской триадой тезис – антитезис – синтез. Тезис - это «жучки», антитезис - это лицензированные агенты, а синтез - это специализированные футбольные агентства. Сейчас третий этап. Лицензированные агенты внесли некую струю цивилизованности в это дело. И за те 10 процентов, которые они берут от общих доходов футболиста, они делали очень многое, выбивали серьезные контракты. Я не буду называть имена, потому что меня просили этого не делать. Скажем, вратарь, который находился в запасе одного клуба, получал зарплату примерно 800 долларов в месяц. Это было два года назад. Потом он перешел в другой клуб, рангом ниже, в другой дивизион. Там он стал лучшим игроком команды, одним из лучших вратарей Лиги и зарплата у него выросла до 4 тысяч. Потом он перешел в клуб - гранд. И зарплата у него уже 15 тысяч долларов в месяц.
Это заслуга агента. Но, кроме денежных вопросов, агент решает массу других вопросов: какие-то бытовые вещи, отношения с разного рода контролирующими организациями, отношения по линии агент-клуб, игрок-клуб. Там очень серьезный клубок.
А вот третий этап, так называемый, это специализированные футбольные агентства. Это уже высший пилотаж, потому что тут уже такие нюансы, такие тонкости рассматриваются и осуществляются целым штатом сотрудников. Если игрок отстает (у него, например, прекрасное игровое мышление, умный парень и физически крепкий, но, допустим, проблема со стартовой скоростью), этот вопрос решается. Нанимается специальный тренер по физподготовке, который все это делает. И масса всяких других тонкостей, которыми занимается агентство. Кроме того, агентство занимается пиаром этого футболиста. А сегодня футбол все больше становится шоу бизнесом, даже у нас, несмотря на то, что пока еще не стал. Значит - создание благоприятного мнения о футболисте в прессе, что поможет ему более выгодный контракт заключить, и многие другие вещи.
Теперь перейдем к персоналиям. Из трех фамилий, которые вы назвали, начнем с Сарсании, потому что тогда мы его назвали агентом номер один. Сарсания назначен на должность спортивного директора «Зенита», но тут мнения разделились. Я однажды рассказывал в «Прессинге по будням», что Сарсания продает свое агентство, свой бизнес, и у него были даже какие-то покупатели, но там же я сказал, что злые языки говорят, будто проблема в том, что у Сарсании не осталось игроков, поэтому он и продает. Сейчас те же самые злые языки говорят, что Сарсания не выдержал конкуренции, и как только у него появилась возможность и приличный контракт он, сохранив лицо, перешел. Но сам он говорит, что просто больше не хочет этим заниматься.
Конкуренция в этом агентском бизнесе очень высока. Появились десятка полтора, если не два, молодых, агрессивно работающих (в хорошем смысле) агентов. И, что самое интересное, мы говорили об этом и упоминали фамилию агента Алексея Сафонова, что центр тяжести смещается от обслуживания одной-двух звезд или обслуживания какой-то крупной акулы западной, которую сюда присылают аргентинцы, типа Кавенаги. Здесь, если от 13 миллионов даже полпроцента отщипнуть, зачем тогда возиться с детьми?
Но это не продуктивно с точки зрения перспективы. Когда-нибудь закроется лавочка. А люди, работающие на перспективу, работают с детьми. И регионы охватывают. Я думал, что это Краснодарский край, Воронежская область, Черноземье русское - там, где тепло. Ничего подобного. А оказывается, что основной приток звезд, фамилий (не буду называть молодых ребят, им 16-17 лет, может, кто-то еще не сможет до конца раскрыться), но все специалисты говорят, что это мега-звезды и именно это звезды настоящие. Физически они готовы не так, как наши сегодняшние «звезды», которые не могут на своем поле выиграть в отборочном матче чемпионата Европы.
И из какого региона? Из Сибири! Основной приток - это Сибирь. Не южная или западная Сибирь, более или менее схожая с европейской частью, а такие регионы как Томск, Омск, Красноярск. В частности, агент Андреев нашел Дмитрия Сычева в Омске. Потом уже он его сопровождал. В итоге тот попал в «Спартак». Очень много таких молодых сибиряков, многие из которых уже в юношеских сборных засветились, у агента Сафонова. Что касается рейтингов, то это очень сложно сделать, потому что нет четких критериев. Если брать по доходам, то, допустим, контракты Аршавина и Кержакова таковы, что иметь двух этих игроков - и не нужно вообще заниматься детьми. На этом фоне резкий рывок сделал Алексей Сафонов. И, на мой взгляд, сегодня он является агентом номер один в России. Потому что у него примерно 30 игроков, несколько из них играют в юношеских и молодежных сборных, и контракты этих игроков, благодаря стараниям агента, постоянно растут. Что является мерилом эффективности работы агента. Так что если мы будем говорить о лидере, то явный лидер сегодня, на мой взгляд, наметился. Как будет дальше, мы не знаем, потому что остальные тоже не спят. Но, учитывая, что эта тема плодотворная, что этот рынок развивается быстро, что этот сегмент футбольного рынка более продвинут именно как бизнес, я думаю, что нам имеет смысл время от времени к нему возвращаться и отслеживать его хотя бы раз в квартал.