Обнародован доклад комиссии Федерального собрания о событиях в Беслане

Программу ведет Андрей Шарый. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Данила Гальперович и Ольга Вахоничева.



Андрей Шарый: Сегодня на интернет-сайте "Правда Беслана" опубликован текст доклада парламентской комиссии по расследованию причин трагедии в Беслане. Официальное оглашение доклада комиссии, которое было намечено на 22 сентября, вновь перенесено. Одной из причин переноса глава комиссии Александр Торшин назвал необходимость найти ответы на вопросы, которые поставил в альтернативном докладе о бесланских событиях член комиссии, депутат Государственной Думы России Юрий Савельев. Ранее члены комиссии, в том числе и сам Торшин, не придавали особого значения выводам, которые сделал Савельев. В Государственной Думе сегодня работал корреспондент Радио Свобода Данила Гальперович.



Данила Гальперович: Глава парламентской комиссии по расследованию событий 2004 года в Беслане Александр Торшин, появился перед журналистами вполне бодрым, приветливо улыбался и сразу сказал, что заседание его комиссии было никаким не финальным, а просто очередным.



Александр Торшин: На это заседание был приглашен новый заместитель генерального прокурора по Южному федеральному округу Иван Иванович Сидорук, новый руководитель следственной бригады Александр Николаевич Солженицын. Они рассказали о том, как проходит следствие, какие планируется провести действия следственные, какие существуют проблемы. Состоялся очень подробный такой обмен мнениями, в результате которого было констатировано, что пока еще достаточно много вопросов. Мы решили, что, во избежание дальнейших спекуляций на детской крови, будем говорить так, откровенно, мы продолжим работу комиссии. Поставлены задачи перед рабочей группой, поставлены задачи по исследованию обстоятельств. Сегодня мы передали вариант доклада в прокуратуру, где поставили ряд вопросов со ссылкой на то, что у нас есть.



Данила Гальперович: Пофамильно тех, кто спекулирует на детской крови, Александр Торшин не назвал, но намекнул, что таковыми он считает всех, кто способствует утечкам информации из комиссии, а также журналистов, эту информацию получающих и публикующих. Торшин не решается назвать спекулянтами самих пострадавших от теракта бесланцев, но говорит, что комиссия российского парламента не будет торопиться, чтобы утолить их жажду правды.



Александр Торшин: До тех пор, пока не будет понимания того, что дальше мы уже не продвинемся, до тех пор мы заинтересованы найти истину никак не менее тех, кто об этом больше всех кричит.



Данила Гальперович: Вспышку эмоций у Александра Торшина вызвало то, что среди спрашивавших его журналистов оказалась корреспондент «Новой газеты» Елена Милашина, которая не скрывает, что способствовала публикациям утечек из комиссии.



Александр Торшин: Ах, вы Милашина? О, давайте вашу "Новую газету"! Вы очередную фальшивку хотите опубликовать? Давайте! Секундочку, госпожа Милашина, скажите, кто вам передал текст доклада?



Данила Гальперович: На требования Александра Торшина Елена Милашина резонно заметила, что, согласно российскому закону о средствах массовой информации, такое у нее может спросить только судья, а член Совета Федерации таковым не является. После чего в интервью Радио Свобода Милашина сказала, что это даже хорошо, что сейчас работа комиссии не будет завершена. Значит, по мнению Елены Милашиной, прокуратуре придется обратить внимание не только на основной парламентский доклад, но и на расследование члена комиссии Юрия Савельева, который большую ответственность за гибель заложников возлагает на федеральные структуры.



Елена Милашина: Если мы сейчас сравним то, что есть у Торшина, и что есть у Савельева, это даже было на комиссии, когда член комиссии Александр Петрович Москалец сказал: "Коллеги, если мы вот так просто опубликуем наш доклад и опубликует доклад Юрий Петрович Савельев, то кому поверит общество? Естественно, Юрию Петровичу Савельеву в силу его детальнейшей аргументации своей точки зрения.



Данила Гальперович: Елена Милашина говорит, что год от года в официальных материалах комиссии появляется все меньше деталей.



Елена Милашина: Я в прошлом году публиковал также черновик доклада торшинской комиссии, и там было гораздо больше фактуры, чем в этом году. То есть она все уменьшается, уменьшается и уменьшается, и скоро они уже, действительно, хронологию на трех листах выпустят и все. Это не работа.



Данила Гальперович: Предварительный доклад парламентской комиссии по расследованию бесланских событий был впервые официально обнародован в конце прошлого года, и в нем главная ответственность за все произошедшее в Беслане возлагалась на местные правоохранительные структуры и органы власти. В опубликованном на сайте "Правда Беслана" проекте доклада, датированном 29 июня 2006 года, во многом эти обвинения повторяются. Александр Торшин говорит, что нужно будет провести еще несколько экспертиз и поговорить примерно с сотней свидетелей, чтобы до конца прояснить картину. Однако в этом году, по словам Елены Милашиной, даже в газетах видно гораздо меньше желания докопаться до правды, а телевидение, по словам журналиста, начало забывать Беслан уже через два-три месяца после гибели детей.



Андрей Шарый: Полный текст проекта по расследованию причин и обстоятельств теракта в Беслане в четверг на сайте "Правда Беслана". Главный редактор сайта "Правда Беслана" Марина Литвинович приняла решение опубликовать доклад парламентской комиссии во главе с Александром Торшиным после того, как стало известно, что непонятно, когда будет готов окончательный вариант этого документа. "Если комиссия сама не хочет предъявить общественности результаты своей работы, то мы сделаем это них", - заявила Марина Литвинович.


С главным редактором сайта "Правда Беслана" беседовала корреспондент Радио Свобода Ольга Вахоничева.



Марина Литвинович: Доклад, который я сегодня опубликовала, он воспринимался комиссией как итоговый. По моему ощущению, они не предполагали дальше работать, продолжать работу комиссии самой. Но тут появился доклад "Особое мнение" Юрия Петровича Савельева, который, конечно же, во многом противоречит и не соответствует тем выводам комиссии, которые она сделала. Официальная версия того, что комиссия продолжит работу, что они хотят как-то отнестись к выводам Савельева. Я думаю, что здесь, конечно, есть масса и других причин, потому что они не ожидали, что Савельев опубликует столь важные и столь существенные доводы.



Ольга Вахоничева: Какие, по вашему мнению, основные, другие причины, о которых вы сейчас говорите?



Марина Литвинович: Самая главная причина - это, конечно же, желание и попытка замолчать и немножко тему как-то закрыть, тему Беслана я имею в виду. Поэтому эти все затяжки и постоянные откладывания, они свидетельствовали о том, что комиссия не хочет особенно широко рассказывать о своей работе. Даже вы вспомните доклад Торшина, который был в декабре. Он его делал чуть ли не 28 или 29 декабря, то есть под самый Новый год, когда все уже разъезжаются, и журналисты, и политики, и депутаты. И такое было впечатление, что это специально сделано под Новый год, чтобы никто не обратил на это внимание и не заметил. Но мы делаем все возможное, чтобы эту тему не замолчать.


Если, например, сравнить эти два доклада, - тот официальный, который Савельев не подписал, доклад комиссии и доклад Савельева самого, - там есть принципиальнейший пример, который демонстрирует, в общем, подходы. Как вы помните, у Савельева первая часть доклада достаточно обширная, там порядка 100 страниц, посвящена именно первым взрывам, которые прозвучали в спортзале, после чего начался штурм. А в докладе Торшина, если вы его почитаете, там первым взрывам посвящено ровно одно предложение, и оно звучит так: "В 13:05 в спортивном зале школы раздались два взрыва". И на этом констатация заканчивается, дальше эта тема не развивается и вообще никак не освещается. То есть вот этот пример демонстрирует в целом подходы - и комиссии, и подход Савельева.



Ольга Вахоничева: Если все-таки официальная публикация доклада состоится, я имею в виду парламентской комиссии, поставит ли точку в деле расследования причин эта публикация?



Марина Литвинович: Те выводы, которые сделал Савельев, если их признает официальная парламентская комиссия, это будет слишком большое событие для нашей страны, потому что оно должно повлечь за собой отставки по меньшей мере крупных сотрудников ФСБ, крупных генералов, крупных военных, а также список можно долго расширять. Поскольку сложно этого ожидать, то я уж прямо и не знаю, как бедная комиссия Торшина будет выпутываться из этой ситуации. Скорее всего, они обвинят Савельева в том, что он все придумал, напутал, то есть постараются как-нибудь сделать его выводы незначимыми, неверными, представить их так, во всяком случае.



Ольга Вахоничева: В связи с тем, что сейчас все-таки Генпрокуратура занялась результатами исследования данных, изложенных в докладе Савельева, заведет ли она уголовные дела против руководителей спецоперации, которые допустили, по мнению Савельева, ошибочные действия.



Марина Литвинович: Я думаю, что это будет возможно только при новой власти в России, при смене власти кардинальной. Потому что при нынешнем режиме, при нынешнем строе, при нынешней власти, мне кажется, это совершенно нереально и невозможно. Путин вообще не любит сдавать своих, а тут речь, конечно же, идет о ключевых членах его команды, о ключевых людях на высоких постах.