Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие шахматный эксперт Александр Рошаль.
Андрей Шарый: Сегодня в Элисте открывается матч на титул абсолютного чемпиона мира по шахматам между российским гроссмейстером Владимиром Крамником и болгарином Веселином Топаловым. Об особенностях этого матча и о ситуации в шахматном мире я беседовал с находящимся в столице Калмыкии известным шахматным экспертом, главным редактором журнала "64. Шахматное обозрение" Александром Рошалем.
На ваш взгляд, кто лучше играет в шахматы Топалов или Крамник?
Александр Рошаль: Они играют по-разному. Шахматисты на высоком уровне априори всегда универсалы. Они играют и остро комбинационно, и маневренно, но, в принципе, у этих шахматистов... Они антиподы по стилю. Топалов - это человек, который жаждет бури, а Крамник относится к тем, кто в этой буре ищет выгодный покой. Бой боксера, чтобы для наглядности вам было видно. Один маневренный технарь туда-сюда, а потом он выжидает момент для удара, а есть такой силовик, который иногда по воздуху, но уж если попадет, так попадет. Вот эти два направления в шахматах... И что лучше, кто лучше, какое направление лучше определяют именно матчи на первенство мира. Такими матчами были матчи Алехина с Капабланкой и Карпов с Каспаровым. После окончания матча стиль победителя становится модным. Тогда ответ на вопрос - кто лучше? - станет более очевидным.
Другой разговор, что есть некие формальные показатели. Формальные показатели имеются в шахматном рейтинге. Рейтинг Топалова сегодня выше. Но рейтинг Топалова наработан в больших турнирах, где Крамник, потеряв форму, играл или неудачно, или по болезни их избегал.
Андрей Шарый: Кажется, в личных встречах Крамник впереди.
Александр Рошаль: Никто не говорит одну деталь, что он много чаще выигрывал у Топалова, но это было раньше. В последних встречах успех скорее сопутствовал Топалову. Топалов как-то волнообразно развивался. Поначалу он резко пошел вверх, потом у него были периоды, я бы сказал, застоя. Сейчас он снова пошел вверх. И мы еще не знаем, где его вершина. Тогда как Крамник - шахматист ровно развития, но период неудач у него был. В этот период как раз и начал подтягиваться Топалов.
Андрей Шарый: Можно ли сказать, что этот матч в Элисте - это символ объединения шахматного мира?
Александр Рошаль: Безусловно. Я не считаю, что шахматный мир станет безмятежной после этого матча. Более того, я не исключаю некоторую волну напряженности, связанную с тем, что победитель этого матча играть должен снова в турнирах следующего года за звание чемпиона мира, а побежденный на два года выбывает из борьбы за звание чемпиона мира. Здесь может оказаться победителем Крамник, а Топалов с высшим шахматным рейтингом, наибольшими успехами не будет участвовать в борьбе за первенство мира. Здесь, мне кажется, есть некая недоработка.
Андрей Шарый: Вы связываете то, что все-таки в последние годы ситуация успокоилась в шахматном мире относительно и гроссмейстеров, и их менеджеров, и руководства. ФИДЕ получили возможность или научились договариваться хотя бы относительно друг с другом с уходом из шахмат Гарри Каспарова?
Александр Рошаль: Я бы не сказал, что это именно так. Тут нюансов очень много. Я опасаюсь, что относительное спокойствие в шахматном мире, о котором вы сказали, продиктовано другим - относительно малым интересом к шахматам со стороны средств массовой информации. Вам кажется, что все спокойно. Спокойствие это на поверхности, а внутри все-таки что-то бурлит. Но шахматы с уходом Каспарова потеряли другое. Они потеряли значительную долю своей связи с общественностью, с остальным миром. Это очень плохо.
Андрей Шарый: Шахматы как игра развиваются по-прежнему стремительно, или в развитии интеллектуальном в шахматах тоже наметился какой-то застой?
Александр Рошаль: Никакого застоя нет. Шахматы стремительно развиваются, благодаря вмешательству компьютеров. Но другое дело, что на высшем шахматном уровне происходит некое брожение. Оно связано именно с тем же вмешательством компьютеров. Потому что никак мы не поймем, не установим зло это или, напротив, это добро, которое нам несут аналитические программы компьютерного толка.
Андрей Шарый: Вы решитесь дать свой прогноз начинающегося матча - как долго он продлится, и у кого все-таки больше шансов на победу?
Александр Рошаль: Для этого мне необходимо увидеть их форму. Пока я видел их только внешне. Внешне оба выглядят превосходно. В-общем-то, Топалов всегда выглядел так здорово. Он спортивный такой парень, с детства блистательно играющий в футбол. Крамник, дай бог, тоже в порядке. Мне необходимо видеть их форму за доской. Потому что перепады спортивной формы, которые были в последнее время у Крамники, слишком опасны для него сегодня. Если он совладал с собой полностью и вернул прежнюю форму, как матчевый игрок он, по меньшей мере, не уступает Топалову.