Россия примеряет евротройку

По мнению европейских экспертов, взятый путинской Россией тон объясняется завидным состоянием российских финансов. На саммите «восьмерки» в Петербурге

Ни один из шести визитов Владимира Путина в Париж в качестве президента не проходил на фоне столь разительного контраста между официальным фасадом – то есть рукопожатий, улыбок (а в этот раз и открытия памятника летчикам полка «Нормандия-Неман», воевавшим вместе на Восточном фронте в годы Второй мировой войны) - и вполне реальными конфликтами экономического характера, причем с политическим уклоном.


Тон переговорам был задан накануне прибытия президента в Париж озвученным правительством России предупреждением, что оно располагает законной базой для пересмотра условий соглашения о добыче нефти, которую ведет на российском Севере концерн Total. По оценкам французских специалистов, этот демарш продиктован не только и не столько желанием покончить с контрактами, заключенными в период правления Бориса Ельцина, сколько отражает более агрессивный курс Кремля в отношении Западной Европы.


В Париже много рассуждают о том, что прилив уверенности Москвы в собственных силах легко объясняется финансовыми резонами: правительство России располагает денежными резервами в размере порядка 250 миллиардов долларов. В российскую казну текут миллиарды от продажи нефти и газа, цены на которые на мировом рынке сильно выросли за последний год. Надо ли напоминать, что Россия является вторым мировым экспортером нефти и держит первенство в поставках природного газа. Газета французских экономических кругов «Эко» в сегодняшнем комментарии к визиту Путина называет его курс проявлением «российской разновидности государственного капитализма».


Менее чем за месяц до российского президента контролируемый государством «Внешторгбанк» купил крупный пакет акций западноевропейского авиастроительного консорциума EADS . Член Государственной Думы Александр Лебедев, обладающий 30% акций «Аэрофлота», в интервью газете «Фигаро» назвал этот шаг «Внешторгбанка» иррациональным: эти деньги, по словам Лебедева, следовало бы вложить в развитие не западных, а российских предприятий.


«Фигаро» приводит также следующее высказывание российской журналистки Натальи Геворкян, которая пишет на сайте gazeta.ru : «Попытка России переть как танк, оскорбленные вопли, когда российским инвесторам предпочитают нероссийских, прямые разводки на уровне большого мирового бизнеса, шантаж иностранных инвесторов, которые пришли на территорию России, изменения правил игры в бизнесе в угоду кремлевским, использование вполне мирных ведомств типа природоохранного или санитарного как силовых структур – все это напоминает мне своеобразный рэкет начала перестройки, но приобретший государственный и международный масштаб».