Своя холодная осень

Первая мировая война, северо-восток Франции.

О Первой мировой – мемуарной прозой и эстрадной песней

О том, что осень 1914 года была холодной, каждый из нас помнит по гениальному рассказу Бунина.

А вот женские воспоминания о том времени. Вокзал где-то в российской глубинке. Переполненный поезд.

"Вошел какой-то тип, видимо, очень агрессивный, и, значит, сел рядом со мной, меня оттолкнул… Ну, потом тут другие солдаты были, и он, значит, очень ко мне грубо отнесся, и всё… Я ничего, я подвинулась так, ничего не сказала. Ну, а потом, постепенно, он хотел ноги положить мне на колени. Я тоже опять отстранилась, ничего не сказала. Но нас объединил чай и табак. Может быть, единственный раз, что табак послужил людям на пользу. И мы сидели там, и я говорю: вот что, братцы, кто хочет курить, у меня папиросы есть. Я раздала эти папиросы. Потом чай".

Это рассказ дочери Льва Толстого Александры, записанный уже в 1960-е. Интервьюер спрашивает: а если бы солдаты знали, чья вы дочь, их поведение другим было бы?

"Мало, к сожалению, знали о Льве Толстом. Очень немногие знали. Когда знали, тогда, конечно, отношение было совершенно другое. Здесь вот, в вагоне, на фронте это было отношение лично ко мне. И знаете, что я думаю? Не потому, что я какой-то особенный человек, а только потому, что отец меня научил любить простой народ. Я понимала их психологию, и я их любила".

У многих были свои воспоминания о той холодной осени. Да не все записали их. А некоторые не только записали, но и превратили в мировой хит. Так случилось с песней "Лили Марлен", о которой больше мифов, нежели достоверного.

Программа "Мифы и репутации" расскажет о Первой мировой войне устами русских женщин и исполнительниц "Лили Марлен" на нескольких европейских языках.

Совмещенный выпуск программ C’est la vie и "Внимая ужасам войны" в воскресенье 10 августа в 22 по московскому времени.

Ведут программу Андрей Гаврилов и Иван Толстой.