Он стоял в правом углу сцены и потел. На нем был черный, серебрящийся костюм, черная шелковая рубашка, распахнутая на груди; правое колено у него дергалось в ритм игры, как и локоть левой. Он держал тенор-сакс отвесно, как заряженное, но еще не опасное ружье. Рядом, на специальной стойке, поджидало сопрано. Пианист заканчивал замысловатое вступление, появились намеки темы, ударник и контрабасист гнали волну, от которой в первых рядах кой у кого начиналась тахикардия, он облизнул губы, раз, еще раз, еще и чмокнул мундштук. Что это был за звук? Сакс страшный инструмент! От Хока до двух Коулмэнов и Трейна в нем живет нечто сокровенное, опасное, слишком …оттуда. Он вывел линию, свалил её, выдал крик, начал карабкаться короткими рывками к колосникам сцены, выше, к крыше, сквозь нее, пот теперь выступил крупными каплями, это было как начало грозы, легкий сладкий страшный ветерок, молчание и вдруг взрыв! Вдруг они все взорвались и всё сорвалось с места. Люди в зале вцепились в ручки кресел. Произошла разгерметизация. Мы падали. Но мы падали вверх.
Без паники! Это еженедельное «Время Джаза» на коротких волнах «Свободы» и на нашем сайте www.svoboda.org . У микрофона в Париже – Дмитрий Савицкий.
Wayne Shorter - Adam's Apple – 6:47 (Wayne Shorter - Adam's Apple – Blue Note)
«Adam's Apple», «Адамово Яблоко» - композиция и тенор-сакс Уэйна Шортера, которому на этой неделе ему исполнится 81 год. Хэрби Хэнкок – рояль; Реджи Уоркмэн – контрабас и Джо Чэмбэрс – ударные. Мэтр Гельдер записал этот диск «Adam's Apple» для «Blue Note» у себя в Энглвуд Клиффсе 2 февраля 1966 года. Ремастеринг он провел в 2003 году.
Пожалуй, среди корифеев великой эпохи лишь Сонни Роллинс, которому в сентябре объявят 84 года, может соперничать по авторитету с Уэйном Шортером. Но у Шортера, если приглядеться, более насыщенная карьера. Оба они играли с великими, оба – авторы, ставших классическими, стандартов. Оба записали фантастическое количество дисков. Оба пережили опасные периоды рискованных знакомств с передовой химией. И дожили до восьмидесяти и, видимо, не собираются тормозить. Ощущение такое, что с тормозами у них плохо. Причина – слишком сильный drive, музыка, джаз во всех его формах.
The Jazz Messengers - El Toro – 6:20 (Jazz Messengers - The Freedom Rider - Blue Note)
«El Toro», «Бык» - композиция Уэйна Шортера. «Вестники Джаза», записанные Руди ван Гельдером 27 мая 1961 года. Ли Морган – труба; Уейн Шортер – тенор-сакс; Бобби Тиммонс – рояль; Джимми Мэррит – контрабас и Арт Блейки – лидер и ударные.
«В Лос-Анджелесе до меня дошла долгожданная новость о том, что Уэйн Шортер ушел от «Посланников джаза». Я тут же позвонил Джеку Уитмору и попросил его связаться с Уэйном. И еще просил всех ребят из оркестра позвонить ему — они ведь тоже были его поклонниками, как и я. Так что каждый из нас ему позвонил и попросил прийти к нам в оркестр. Когда он наконец мне перезвонил, я сразу сделал ему предложение. Пришлось даже выслать мерзавцу билет первого класса, чтобы он уж наверняка приехал, с шиком, — он мне был нужен позарез. После его прихода мы сдвинулись с места. Наше первое совместное выступление должно было пройти в «Голливуд-боул». Заполучить Уэйна было для меня большой удачей, я был уверен, что с ним мы создадим великолепную музыку. Так и произошло. И очень скоро». Майлз Дейвис, «Автобиография».
В приведенной цитате Майлз Дейвис мил, доброжелателен и радушен. Но он отнюдь не был столь щедр и внимателен, когда, уходивший от него на вольные хлеба Колтрейн, предложил ему Уэйна Шортера:
- «Трейн не хотел с нами ехать и готовился уйти до нашего отъезда. Как-то вечером мне позвонил тенор-саксофонист Уэйн Шортер — тогда еще новичок на музыкальной сцене — и сказал, что узнал от Трейна, что мне нужен тенор и что Трейн его рекомендует. Я был в шоке. Сначала чуть было не бросил трубку, но потом пробурчал что-то вроде: «Если мне понадобится саксофонист, я его сам найду!» И только потом бросил трубку. БЛАМ!
А Трейну я сказал: «Не надо мне никого подсылать, хочешь уходить — уходи, но лучше бы после гастролей в Европе».
Miles Davis Quintet - E.S.P - 5:27 (Miles Davis Quintet - E.S.P – Columbia)
«E.S.P», сокращенное от extrasensory perception, экстрасенсорное восприятие. Композиция Уейна Шортера. Второй Классический Квинтет Майлза Дейвиса: Майлз – труба; Уэйн Шортер – тенор-саксофон; Хэрби Хэнкок – рояль; Рон Картер – контрабас и Тони Уиллямс – ударные. Этот LP, винил, был записан на «Коламбии» в течение двух дней – 20 и 22 января 1965 года.
Уэйн был одним из «Вестников Джаза» - пять лет. В последние годы работы с «Вестниками» он был их музыкальным директором. С Майлзом Шортер играл с 1964 до роспуска квинтета в 1968. Уэйн Шортер занимал в квинтете доминирующую позицию. Не только как саксофонист и, во всех смыслах наследник Трейна, но и как аранжировщик и композитор. Он трижды возвращался в комбо Дейвиса, участвуя в записи первых альбомов джаз-фьюжн: «Filles de Kilimanjaro», «In a Silent Way» и «Bitches Brew». До 1968 года Уэйн играл исключительно на тенор-саксофоне. В 1969 году на записи альбома «In a Silent Way» он взял в руки сопрано. Опять же, он шел по следам Джона Колтрейна, которому Дейвис подарил сопрано, а позже сам Колтрейн подарил нам всем шедевр ХХ века «Мои любимые вещи» - настоящую поэму сопрано-саксофона.
Но Майлз Дейвис, и особенно его переход в джаз-фьюжн, так же изменили самого Шортера. В 1971 году вместе с чехословацким контрабасистом Мирославом Витоушом, австрийским клавишником и пианистом Джо Завинулом он собрал оркестр «Сводка Погоды», «Weather Report». Это был электронный джаз-рок, который вполне рифмовался с духом эпохи. «Weather Report», меняя музыкантов, просуществовал до 1986 года.
Weather Report - Cucumber Slumber – 8:22 (Weather Report - Mysterious Traveller – Columbia)
«Cucumber Slumber», «Огуречная Дрёма» - бас гитариста Альфонсо Джонсона и все-клавишника Джо Завинула. Запись этого, по мнению Скотта Яноу лучшего винила «Прогноза Погоды», состоялась между февралем и маем 1974 года на студии звукозаписи «Devonshire Sound» (Дэвон’шииэ). Среди основных исполнителей: Джозеф Завинул - акустическое фортепьяно, электронное, синтезатор, гитара, калимба, тамбура, мелодическая гармоника и tack piano – это обычное, но переделанное фортепьяно, к молоточкам которого приделаны гвозди со шляпками, которые и бьют по струнам.
Уэйн Шортер – сопрано и тенор-саксофоны и так же tack piano; Альфонсо Джонсон – бас гитара; Измаэл Уилбёрн – ударные; Дом Ам Ромао – перкузия. Этот альбом «Таинственный Путешественник» стал альбомом года, а «Weather Report» - оркестром года по решению читателей «Даунбита».
Уэйн Шортер десять раз был награжден премией «Grammy», Он был победителем конкурсов «Даунбита» в обеих категориях – критиков и читателей - так же десять раз. Впервые он стал лауреатом конкурса «Даунбит» в 62 году, а в категории «сопрано-саксофон» вновь в прошлом году. Кроме прочего его диск «Without A Net», «Без подстраховки» - стал в 2013 году диском года. Он стал и Музыкантом 2013 Года, а его комбо – Оркестром Года. В категориях сопрано и Лучший Квартет года он победил и в конкурсном опросе читателей.
Добавлю, что его квартет победил и в этом году, 2014-м. Джазовый критик «Нью-Йорк Таймса» Бен Ратлиф назвал Шортера «… крупнейшим из живущих джазовых композиторов и величайшим из живущих импровизаторов». Что к этому добавить? Он учился у Бада Пауэла, у Телониуса Монка, Чарли Паркера, Коулмэна Хокинса, Лестера Янга, он учился у своих друзей: Джо Завинула, Хэрби Хэнкока, Ли Моргана, Хэнка Моубли, Фредди Хаббарда, Майлза Дейвиса, Трейна, конечно… Он нырял в восточный мистицизм, в эзотерзим, в буддизм в итоге. Он впитывал все значительное и всё, содержащее потенциал развития, и он оставался самим собой.
Wayne Shorter - Visitor from Nowhere – 7:44 (Herbie Hancock & Wayne Shorter - 1+1 – Verve)
«Visitor from Nowhere», «Пришелец из ниоткуда» - композиция Хэрби Хэнкока и Уейна Шортера. Их дуэт, записанный для «Verve» и вышедший на СД - 1 января 1997 года.
Мне остается лишь пожелать Уэйну здоровья и еще многих лет цветущего творчества: Happy birthday, Wayne!
Oscar Peterson - Down Here on the Ground – 8:46 (Oscar Peterson - Tristeza on Piano – MPS)
«Down Here on the Ground», «Прямо здесь, на земле…» - тема композитора и пианиста Лало Шифрина. Трио Оскара Питерсона, «махараджы фортепьяно», как его называл Дюк Эллингтон. Питерсон – рояль и лидер; Сэм Джоунс – контрабас и Бобби Дарем – ударные. Запись 70-года.
Ровно через год, в августе, великому канадскому пианисту и композитору, исполнится 90 лет. Увы, он уже находится в категории AWOL, как американцы называют самоволку – absence without leave, буквально, «отсутствие без ухода». Оскар отсутствует, но он не исчез, никуда не делся! Он в наших сердцах, как и прежде!
Концовка нашего «Времени Джаза» посвящена трубачу Кенни Дорэму. Кенни родился 30 августа 1924 года в Фээрфилде, Техас. Прожил он всего 48 лет. Но если бы дотянул до конца нынешнего августа, ему парки насчитали бы все те же (что грозят Питерсону) – 90 лет. Кенни был не только трубачом, но и певцом и композитором. Он автор знаменитой «Blue Bossa». Он играл с Лайонелом Хэмптоном, Диззи Гиллеспи, Мерсером Эллингтоном, Чарли Паркером, Телониусом Монком, Сонни Роллинсом, Клиффордом Брауном и такими молодыми «котами», как Джаки МакЛин.
Kenny Dorham - Trompeta Toccata – 12:20 (Kenny Dorham - Trompeta Toccata – Blue Note)
«Trompeta Toccata» - Кенни Дорэма, он же труба и лидер. Джо Хендерсон – тенор-саксофон; Томми Флэнэгэн – рояль; Ричард Дейвис – контрабас и Алберт Хис – ударные. 14 сентября 1964 года, студия ван Гельдера. Руди ван провел ремастеринг (все же невероятный человек! Он же ровесник Кенни Дорэма!) в 2006 году.
На этом наше время утекло, истекло… Надеюсь, что оно было растрачено не зря. Звукорежиссер этого выпуска «Времени Джаза» - Александр Аркадьев, автор и ведущий – Дмитрий Савицкий. Подкасты последних передач «Времени» вы найдете на нашем сайте www.svoboda.org. Всех вам благ – материальных и прочих чао, бай-бай!