Белорусская оппозиция просит признать Лукашенко недееспособным

Александр Лукашенко (на телеэкране) не готов допустить оппозицию в свою спальню

Лидер Объединенной гражданской партии и председатель Национального комитета объединенных демократических сил Белоруссии Анатолий Лебедько обратился в совет министров республики с просьбой «признать недееспособным гражданина Лукашенко». По мнению оппозиционного политика, поведение президента Александра Лукашенко, в том числе ряд публичных высказываний, сделанных им во время недавнего саммита Движения неприсоединения в Гаване, вызывает сомнения в его дееспособности.


В обращении Анатолия Лебедько, в частности, указывается: заявление Александра Лукашенко о том, что он «выполнял в Гаване особую миссию и выступал не только от имени своей страны, но и от всей Европы», не только вызывает удивление, но и ставит под сомнение способность президента адекватно оценивать окружающую его действительность. Кроме того, как сообщает Анатолий Лебедько совету министров, Лукашенко в нескольких интервью сказал, что на последних президентских выборах в марте этого года за него проголосовали около 95% избирателей, что противоречит даже официально объявленным результатам выборов. Лукашенко также заявил, что его поддержало 99% молодежи ; это, уточняет Лебедько, также не согласуется с реальной ситуацией.


Если принять во внимание, пишет далее лидер Объединенной гражданской партии, утверждения Лукашенко о том, что он «читал стихи Василя Быкова» (писатель специализировался на прозе) и о том, что белорусский первопечатник Франциск Скорина «жил и творил в Питере» (Скорина умер за 200 лет до основания Санкт-Петербурга), то тревога за состояние здоровья президента не беспочвенна. «Возможно, мы имеем дело не только с необразованностью, с незнанием культуры и истории своей страны, но и с неспособностью реально оценивать свои действия и руководить ими. То есть с недееспособностью», - предполагает Анатолий Лебедько. Он просит кабинет министровинициировать проведение психиатрической экспертизы Александра Лукашенко. «Это важно не только для его собственного здоровья, но и для безопасности Белоруссии и благополучия ее граждан»,– подчеркивается в обращении.


Сам Александр Лукашенко на обвинения в неадекватности отвечает примерно одинаково: если дать оппозиции волю, она заберется и в его спальню: «Президент никогда, кроме своей спальни, один не бывает. Но в этом замкнутом образе жизни нет ничего такого, что я там, мол, закрываюсь и неизвестно что делаю... Но даже в этом случае – где гарантия, что завтра они что-то не расскажут в обществе, как этот деятель, который говорит, что он все знает?.. Я очень хорошо знаю эту оппозицию. Но в силу положения, в силу моего отношения ко всему, в силу того, что идет жуткое давление и угрозы каждый день , я должен фактически вести замкнутый образ жизни...»


Анатолий Лебедько действительно может много знать о действующем главе государства – он шел с ним на первые президентские выборы в одной команде.


Это не первая попытка предупредить белорусов о «недееспособности» их лидера. В начале 2001 года ведущие независимые белорусские издания получили послание по электронной почте за подписью психиатра Дмитрия Щигельского. Доктор Щигельский выносит Александру Лукашенко следующий диагноз : «умеренно выраженная мозаичная психопатия с преобладанием черт параноидального и диссоциального расстройств личности». Этот документ был помещен в газете «Наша Свобода», которая через несколько месяцев после публикации была закрыта.