Несмотря на очередное ночное бдение его участников, саммит Европейского союза, состоявшийся 30-31 августа в Брюсселе, откровением не стал. Ни по вопросу о назначении высших чиновников ЕС, из-за чего, собственно, саммит изначально и созывался, ни по экстренно рассмотренному вопросу о ситуации на Украине неожиданных и неординарных решений принято не было.
Когда стало известно, что британский премьер Дэвид Кэмерон поддержал кандидатуру польского коллеги Дональда Туска на пост председателя Европейского совета, оказался предопределен и исход борьбы за другой высший пост – шефа европейской дипломатии. Основной конкурент главы МИД Италии Федерики Могерини, министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский потерял какие-либо шансы возглавить дипломатию ЕС, ведь две ключевые должности в Евросоюзе не могут занимать представители одной страны.
Наиболее важные кадровые решения в Евросоюзе, как объяснял журналистам нынешний председатель Европейского совета Херман ван Ромпей, принимаются "пакетом" и должны соблюдать географическое и политическое равновесие. Кроме того, один из двух указанных постов обязательно должна была занять женщина. В итоге Федерика Могерини назначена верховным представителем ЕС по внешней политике, а Дональд Туск, как уже было сказано, станет главой Европейского совета.
Журналисты, в частности, не преминули поинтересоваться, почему новый “президент ЕС” (так часто, хоть и не совсем точно, называют должность председателя Евросовета) не говорит ни на одном из рабочих языков ЕС – ни по-английски, ни по-французски. Французский президент Франсуа Олланд пошутил в этой связи, что, мол, для чего тогда существуют переводчики, надо давать людям рабочие места. И объяснил: Дональд Туск заверил европейских лидеров, что пройдет обучение языкам по ускоренной программе еще до того, как займет кресло уходящего в отставку Хермана ван Ромпея.
Федерике Могерини, в свою очередь, пришлось объясняться относительно недостатка дипломатического опыта: до назначения несколько месяцев назад главой МИД Италии она не занимала никаких высоких внешнеполитических постов. По словам Могерини, однако, она уже около 20 лет занимается европейским проектом, участвовала в работе различных международных организаций высокого уровня и структур гражданского общества. В 41 год она не считает себя такой уж молодой – премьер-министр Италии Маттео Ренци еще моложе, есть молодые руководители и в других европейских странах. По мнению Могерини, новое поколение у руля Евросоюза сыграет для него благотворную роль. “Мы должны ответить на ожидания и чаяния всей Европы”, – сказала новый руководитель дипломатии ЕС.
Приезд на саммит и выступление на нем украинского президента Петра Порошенко было связано с драматическим развитием обстановки на востоке Украины в последние дни. Много говорилось о возможности введения новых санкций в отношении России прямо на этом саммите. Но на самом деле в заключительном документе встречи об этом сказано так: “Европейский совет продолжает играть роль в отслеживании и оценке ограничительных мер, принятых Европейским союзом, и готов принять новые значительные меры в зависимости от развития ситуации на местах. Он просит Европейскую комиссию срочно провести совместно с Европейской внешнеполитической службой подготовительную работу и представить предложения для рассмотрения в течение недели. Он просит комиссию включить в эти предложения распоряжения, на основе которых каждое лицо или организация, имеющие дело с сепаратистскими группами в Донбассе, будут внесены в список [для введения санкций]”.
Когда Еврокомиссия подготовит свои предложения, их должны будут утвердить государства – члены ЕС. Как объяснил после саммита журналистам Франсуа Олланд, это может произойти на уровне Комитета постоянных представителей стран ЕС. Но решение должно быть принято консенсусом.
Однако расширение санкций против Москвы, особенно их "третьей фазы", способной оказать негативное влияние и на экономику самих стран ЕС, раздражает руководителей некоторых государств Союза, которым и так приходится бороться со сложнейшими экономическими проблемами. Председатель Европейской комиссии Жозе Мануэль Баррозу, выступая на саммите, заявил, что главным приоритетом нового руководства ЕС должна стать борьба с безработицей.
В свою очередь глава Европарламента Мартин Шульц, выступивший перед главами государств и правительств, призвал их не скрывать от своих избирателей возможных негативных последствий принятых санкций. По словам Шульца, Европарламент ожидает, что ЕС сделает все, что в его силах, чтобы сохранить территориальную целостность Украины, углубляя санкции в отношении России – чтобы дать ей понять, какой экономический ущерб она понесет, если не изменит позицию по Украине.
– Но это означает, – добавил Мартин Шульц, – что подобные финансовые санкции могут иметь возвратный эффект для Европейского союза, и следует очень ясно заявить, что эти санкции необходимы, однако они не останутся без последствий ни для Евросоюза, ни для его отдельных государств-членов, ни для их населения.
Шульц считает важным готовить граждан к последствиям таких санкций. “Нужно, чтобы они поняли, что жесткие санкции необходимы”, – подчеркнул глава Европарламента.