Завершается трехдневная церемония перезахоронения праха вдовствующей императрицы Марии Федоровны

Программу ведет Никита Татарский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Санкт-Петербурге Дмитрий Казнин.



Никита Татарский: В Петербурге сегодня последний день трехдневной церемонии перезахоронения праха вдовствующей императрицы Марии Федоровны, который на датском военном корабле был доставлен в Петергоф 26 сентября. Из Петергофа саркофаг с прахом будет доставлен сначала в Исаакиевский собор, а затем перевезен в Петропавловский собор, где покоятся члены царской семьи.



Дмитрий Казнин: Сегодня кортеж с прахом вдовствующей императрицы направится из Петергофа в Санкт-Петербург. В пути будет сделана остановка на плацу Екатерининского дворца. Здесь иерархи Русской православной церкви отслужат литургию. Затем саркофаг с прахом императрицы проследует в Исаакиевский собор, где его встретит Святейший Патриарх.


Вся церемония будет выдержана в определенном духе - с колокольным звоном, строем военных курсантов вдоль маршрута, флагами, барабанщиками и флейтистами. Движение в центре города в течение дня будет ограничено.


После Исаакиевского собора кортеж направится в Петропавловскую крепость, к собору, где похоронены члены царской семьи. Там будет отслужена панихида, после которой гроб с прахом императрицы Марии Федоровны установят рядом с гробницей её супруга, императора Александра Третьего. На этом трехдневная церемония перезахоронения останков матери последнего российского императора будет завершена.


Переговоры о перезахоронении останков императрицы длились пять лет. Рассказывает великий князь Николай Романович Романов…



Николай Романов: Это началось пять лет тому назад, потому что старший из потомков императрицы князь Михаил Андреевич и я узнали, что есть желание России, чтобы гроб императрицы был привезен в Россию, что было совершенно правильно. Узнав это, мне показалось все-таки, что инициатива должна была исходить от Романовых. Михаил и я договорились, но, конечно, первым делом надо было узнать, могло ли быть на это согласие датской королевы. Они ее приютили после революции. Мы должны быть все благодарны датчанам. Если они считают, что это неправильно, то нечего даже думать об этом. Я знал королеву, но это был официальный случай. Я спросил через друзей, получил аудиенцию от королевы и ей объяснил желание Михаила Андреевича и мое и идею, что действительно пора перевезти гроб императрицы в Россию, и она мне ответила: ничего не имею против, если это желание Романовых.



Дмитрий Казнин: По мнению историка Александра Семенова, подобные церемонии - отличительная черта современной российской власти, которая в общении с народом, с обществом, делает все больший акцент на ритуалах, а не на дискуссии, предпочитая не обсуждать решения, подобные решению о перезахоронению императрицы. Ритуалы же по сути своей монологичны, считает историк, и не предполагают диалога, что делает нынешнюю российскую власть в чем-то похожей на монархию. Согласно опросу, недавно проведенному ВЦИОМ, за восстановление монархии в России выступают не более 6% населения страны.