После царской семьи дети премьер-министра Петра Аркадьевича Столыпина были, пожалуй, самыми известными. Причем если перед революцией наследник и "четыре великие княжны" вызывали скорее этакое рассеянное умиление, то столыпинским отпрыскам вся Россия (по крайней мере, вся, читающая газеты) искренне сочувствовала. Их-то за что?
Имена Марии, Наталии, Елены, Ольги, Александры и Аркадия обошли всю прессу 13 августа 1906 года – на следующий день после взрыва дачи Столыпина на Аптекарском острове в Петербурге. 23 человека посетителей и охраны были убиты, 35 ранены, а обломками рухнувшего балкона ранило 17-летнюю Наталию (ее изуродованные ноги так никогда и не удалось восстановить) и трехлетнего Аркадия: он получил черепную травму и перелом правой ноги.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
Второй удар судьбы грянул в сентябре 1911-го: дети остались без отца после выстрела Дмитрия Богрова в Киевском городском театре.
А после революции 1917 года мстительная судьба сделала их еще и отпрысками "душителя революции". Когда же вся семья бежала из столицы, клану Столыпиных удалось на некоторое время соединиться на Украине в Подольской губернии в имении князей Щербатовых: Елена Аркадьевна Столыпина была замужем за князем Владимиром Щербатовым. В 1920 году красные заняли и разгромили имение. Владелицу Марию Щербатову с дочерью расстреляли. Ольгу Столыпину, в то время еще барышню, поймали, потому что она нарочно медленно убегала, чтобы другие могли спастись, – по существу, она пожертвовала собой. Ее ранили в легкое, и после нескольких дней мучений она скончалась.
Ольгу Столыпину, в то время еще барышню, поймали, потому что она нарочно медленно убегала, чтобы другие могли спастись, – по существу, она пожертвовала собой
Аркадий с матерью схоронились в какой-то канаве, налетчики их найти не смогли.
Ну, а потом и для них, как и для двух миллионов россиян, наступила эмиграция, на что, после всего пережитого, не было смысла даже и жаловаться.
В 1964 году корреспондент Радио Свобода записал воспоминания Аркадия Петровича Столыпина для большого цикла к 50-летию революции. Тут и детство в Ковенской губернии, и патриархальная обстановка, приходящие к отцу крестьяне-староверы, евреи из местечек, а в самом доме – громадная фамильная библиотека и мебель, видевшая еще Лермонтова: обстановка дома была перевезена в Колноберже из подмосковного Средникова, где в свое время воспитывался и Лермонтов. Лермонтовская бабушка была, как известно, в девичестве Столыпиной.
Родню в семье, по рассказам Аркадия Петровича, делили на добрую и злую. К добрым относили генералиссимуса Суворова и защитника Севастополя графа Горчакова, к злым – убийц императора Павла братьев Зубовых.
Родню в семье, по рассказам Аркадия Петровича, делили на добрую и злую. К добрым относили генералиссимуса Суворова и защитника Севастополя графа Горчакова, к злым – убийц императора Павла братьев Зубовых
Из всех детей Столыпина самой известной – благодаря книге мемуаров – оказалась старшая, Мария Петровна, вышедшая замуж за Бориса Ивановича Бока, морского офицера, героя Порт-Артура и морского атташе в Германии и Голландии. Воспоминания Марии Бок-Столыпиной за последние полвека переиздавались несколько раз.
Аркадий Петрович свое среднее образование смог закончить только в эмиграции, в Риме. В 1924 году он поступил во французскую военную школу Сен-Сир, но прервал учение по состоянию здоровья. Женился на дочери бывшего французского посла в Петербурге и до начала Второй мировой войны проработал в банке. С середины 1930-х он связал свою судьбу с Народно-Трудовым Союзом (НТС) и по его заданию был послан в Венгрию для организации подпольного радиовещания на Польшу, в которую вот-вот должны были вторгнуться советские войска.
С 1942-го по 1949-й он был председателем французского отделения НТС, затем ведал "сектором иностранных сношений", долгие годы избирался председателем Высшего суда НТС, служил редактором в агентстве "Франс-Пресс",
После войны Аркадий Петрович выпустил нескольких книг: "Монголия между Москвой и Пекином", "Поставщики ГУЛага", "На службе России: Очерки по истории НТС". Скончался он в Париже в 1990 году.
Второй мемуарист, Александра Петровна Столыпина, родилась в 1898 году и ко взрыву на Аптекарском была уже во вполне мемориабельном возрасте – восьми лет. Уже за границей она вышла за графа Льва Кайзерлинга, прожила, как большинство Столыпиных, долгую жизнь и умерла в 1987 году в возрасте 89 лет.
Беседу с братом и сестрой в Париже записал в 1964 году сотрудник Радио Свобода историк Алексей Малышев. Воспоминания детей Столыпина должны были войти в цикл мемуаров о 1917 годе. Как уже рассказывалось в предыдущих публикациях, мемуары эти прозвучали в эфире лишь частично.
Говорят дети Столыпина. В эфире в воскресенье, 21 сентября, в 22 часа по московскому времени.