Жирный крест

Герман Обухов – о смысле войны

Победить Украину вооруженным путем невозможно, это понимают и в Кремле, и в Минобороны, и в ГРУ. Можно дойти танками и БТР за два дня хоть до Киева, хоть до Варшавы, но удержать такую территорию под своим контролем Москва не в состоянии: нет ни людских ресурсов, ни финансовых. Экономика России находится в кризисном состоянии, ожидать от нее чудес не приходится. Сегодня перед Кремлем стоит задача не великих побед на полях сражений или территориальных завоеваний, а нанесения максимального ущерба украинской экономике. Этакая мерзопакостная цель: если я не могу купить корову, пусть у соседа корова сдохнет! Каждый день войны стоит Украине не только человеческих жертв, но и огромных затрат (впрочем, и России тоже). Что же касается российских властей, то для них жизни солдат ничего не стоят – военных "отправляют в отпуск" сразу после гибели на украинской земле. Тратятся большие деньги на содержание армии на фактически оккупированных территориях Украины, однако эти расходы – ничто по сравнению с теми капиталами, которые власть успела украсть у своего народа и которые она пытается сохранить.

Мало кто в мире верит России. При таком положении дел пытаться получить финансовую поддержку на Западе с каждым днем становится все труднее. Еще один шаг военной экспансии в Украине – и Кремль получит эмбарго Запада на покупку нефти в России, продажи от которой наполняют половину бюджета страны. Тогда российский бюджет будет обескровлен окончательно. Не из чего будет выплачивать не только пенсии и зарплаты госслужащим, но и денежное довольствие армии и полиции, защищающим этот режим. Это понятно и предсказуемо. Непонятно другое: зачем вообще все это затеяно? Какой смысл начинать войну, если ее нельзя выиграть?

Тут мы не должны забывать о моральных качествах чекистов, доминирующих в руководстве страны. Точнее, об отсутствии у них таких качеств. Достаточно вспомнить, что предшествовало военному вторжению в Украину: такое же вторжение в 2008 году в Южную Осетию, тогда часть независимой Грузии. Басни о том, что воинствующий Тбилиси напал на "маленькую беззащитную Осетию", оставим нашим "патриотам". Осетины давно примеривались уйти из-под опеки Тбилиси и приобщиться к халяве российского нефтегазового пирога. Они добились своего, раздразнив и спровоцировав Грузию на вооруженный демарш. Здесь лишь подчеркну, что Южная Осетия не являлась главным аргументом военного конфликта между Россией и Грузией. Тогда что? Ответ прост: победа демократических сил Грузии в "революции роз", свержение президента Шеварднадзе и резкое ухудшение отношений между Москвой и Тбилиси. Кремль не мог простить Саакашвили его независимой политики и затаил желание отомстить южному соседу. В 2003 году, когда в Грузии победила первая на постсоветском пространстве революция, Путин обживался в кремлевском кабинете и даже не задумывался о военных авантюрах за пределами России. Через пять лет он осмелел, а через десять лет его словно подменили – президент возомнил себя вершителем судеб.

В 2003 году, когда в Грузии победила первая на постсоветском пространстве революция, Путин обживался в кремлевском кабинете и даже не задумывался о военных авантюрах за пределами России. Через пять лет он осмелел, а через десять лет его словно подменили – президент возомнил себя вершителем судеб
​Всего лишь год назад Кремль и президент России не помышляли ни о Крыме, ни о Донбассе. И в мыслях не было аннексировать полуостров и начинать войнушку с целью создания "Новороссии". Цель была другая – удержать Украину в сфере своих политических и экономических интересов. Однако Майдан внес коррективы в политику российского руководства, после чего Кремль решил наказать Украину, чтобы другим было неповадно, а в первую очередь – российскому народу. Убрать новое руководство в Киеве не представлялось возможным, тогда созрел план "защиты русскоязычного населения от бандеровцев и фашистов" в Крыму, хотя ни тех, ни других там отродясь не видели. План удался, и Крым вошел в состав России.

Запад опешил от такой наглости Кремля, однако не торопился с ответными мерами. В Кремле решили создать – по примеру Приднестровья – новое территориальное образование и отрезать Украину от Черного моря. И вот здесь они просчитались, не учтя национальных особенностей украинцев – их воли к защите целостности своей страны. Атака на юг захлебнулась, мировое сообщество назвало Москву агрессором и ввело экономические санкции.

Кремлевская пропаганда сделала свое дело: россияне пошли воевать в восточную Украину, будучи уверенными, что идут освобождать там несчастных украинцев от "киевской хунты" и "бандеровцев". Они ошибались и погибали на чужой земле. И если вам будут доказывать обратное, отвечайте словами актера и поэта Леонида Филатова:

Постой!.. Ты что-то путаешь в запале!

Известно ведь любому пацану:

На вас не нападали. Вы – напали.

Вы первыми затеяли войну!

Вы гражданам защиту обещали,

А получился форменный скандал!..

Кого и от кого вы защищали,

Когда на вас никто не нападал?

Ах, сколько на земле людишек подлых!

Такие уж настали времена!..

Вы подлость преподносите, как подвиг,

И просите за это ордена…

Герман Обухов – советский политзаключенный, писатель и сценарист, сопредседатель Общества российских политзаключенных