Гигант первичного алюминия

Российская алюминиевая отрасль была ориентирована на ВПК и создание сложных сплавов, поэтому экспортировать ей проще полуфабрикат

В ближайшие дни должна решиться судьба самой крупной сделки в российской алюминиевой промышленности. Если компания РУСАЛ купит СУАЛ и часть бизнеса швейцарской Glencore, она объединит преимущества дешевой российской энергии и доступности зарубежного сырья. Но лишь малая часть производимого в России металла востребована внутренним рынком.


В 2005 году во всем мире было произведено примерно 32 миллиона тонн алюминия. «Из них в России – 3,8-4 миллиона тонн, то есть 12,5%, отмечает аналитик инвестиционной компании «Проспект» Дмитрий Парфенов. – При этом почти 80% всего российского алюминия экспортируется. Доля внутреннего потребления составляет не более 20-25%».


Дешевая энергия и ВПК


В России сегодня производится в основном так называемый «первичный» алюминий, то есть полуфабрикат - в виде чушек и слитков, а не продукт с большей добавленной стоимостью. В мире, по данным Европейской ассоциации производителей алюминия, почти 60% всего производимого металла потребляют всего две отрасли – транспорт, где значительная часть приходится на авиастроение, и строительство.


Потребление алюминия в России резко сократилось к середине 90-х годов – на фоне спада в экономике, что стало одной из причин наращивания его экспорта в виде слитков и чушек, отмечает Дмитрий Парфенов. Проявился и другой фактор. «Традиционно алюминиевая отрасль была ориентирована на военно-промышленный комплекс, большей частью - на создание неких специальных и сложных сплавов, которые применялись почти исключительно в России. За рубежом они не востребованы, там – другие стандарты. Поэтому российским компаниям было гораздо проще экспортировать именно полуфабрикат, то есть первичный алюминий».


Расширению такого экспорта способствовала и дешевизна электроэнергии в России - одно из главных конкурентных преимуществ российских компаний. Алюминиевый завод – исключительно энергоемкое производство: в себестоимости продукции доля электроэнергии составляет 40-50%. «Этот фактор более значим в производстве именно первичного алюминия, - говорит аналитик инвестиционной компании «Тройка-Диалог» Сергей Донской, - и значительно меньшую роль он играет в производстве более сложной алюминиевой продукции».


Если сделка РУСАЛ-СУАЛ-Glencore состоится, объединенная компания решит одну из главных местных проблем отрасли. «В России добывающие подразделения в алюминиевой индустрии традиционно были слабыми, что и привело в итоге к нехватке сырья у той же РУСАЛ, - напоминает Дмитрий Парфенов. – Поэтому такая сделка, с одной стороны, решает проблему сырья, добываемого в разных регионах мира, в том числе – Австралии и Океании, а с другой – сохраняет все преимущества дешевизны российской электроэнергии».


Масштаб российский и мировой


В случае реализации предполагаемой сделки, новая компания станет крупнейшим в мире производителем алюминия, обойдя нынешних лидеров – американскую Alcoa и канадскую Alcan. Объем производства металла составит около 4,4 миллиона тонн в год – на 800 тысяч тонн больше, чем у Alcoa. «Учитывая продолжающуюся тенденцию консолидации в этой отрасли, вряд ли нынешние ее лидеры согласятся на второстепенные роли, - предполагает Дмитрий Парфенов. – С другой стороны, и у новой компании будут немалые ресурсы для дальнейшего расширения».


«Слияние РУСАЛ и СУАЛ – крупное событие, скорее, для России, чем для всей мировой алюминиевой индустрии, - полагает Сергей Донской. - Да, новая компания обойдет по объему производства и Alcoa, и Alcan. Но, во-первых, не исключено - лишь на время, а во-вторых, вряд ли первенство именно по объему производства является для этих компаний ключевым вопросом их бизнеса».