Монстры прошлого и не совсем молодая поросль

Харри Свитс Эдисон, во Франции

Один рассказывал басни, что это он «изобрел» джаз; второй был настолько неотразим для женщин, что его прозвали «Сладким». А затем, еще ни разу не звучавшие, новые герой джазовой сцены: миланский пианист Стефано Боллани, авангардист нового поколения саксофонист Стив Леман и трубач Дейв Даглас.

Как и книжная индустрия, вращающая свои колёса, дабы читатель лучше спал, звукозаписывающая сама явно не спит. Бесчисленные музыкальные колледжи выпускают на сцены и запускают в студии звукозаписи молодых котов, а то и просто котят. Возраст здесь не имеет значения. Я обещал сделать обзор новых записей. Слово будет сдержано, но сначала отдадим дань еще нескольким корифеям, уроженцам октября.

Добрый день, вечер, она же ночь. Добро пожаловать в клуб «Времени Джаза». Наш планетарный адрес «www.svoboda.org. У микрофона в Париже Дмитрий Савицкий.

Harry Sweets Edison - Tea for Two - 7:23 (Harry Edison - The Complete Unedited Sweets At The Haig - Fresh Sound)

«Tea for Two», «Чай для двоих» Винсента Юманса из мюзикла 1924 года «No, No, Nanette». Харри Свитс Эдисон – труба; Арнольд Росс – рояль; Джо Комфорт – контрабас и Элвин Столлер – ударные. Клуб «Хэйг», Голливуд, 1 июля 1953 года.

Харри Свитс или просто Свитс родился в Колумбусе, штат Огайо десятого октября 1915 года. Он начинал у Альфонсо Трента и Лаки Миллиндера, а с 1938 и по 1950-й год играл у Каунта Бейси. У Бейси он играл в весьма приятной компании: с Баком Клейтоном, Лестером Янгом (который и одарил его кличкой «Sweets») с Бадди Тейтом, Фредди Грином и Джо Джоунсом. Кличку его ударник Элвин Джоунс объяснял так: «У Харри было так много милашек, он был ужасно очаровательным человеком, за это его и прозвали «Сладчайшим». Но Лестер Янг считал по-другому: для него Харри играл слишком милые и сладкие соло.

Но вот еще некто сладкий:

Jelly Roll Morton - Michigan Water Blues – 3:01 (Jelly Roll Morton - Panama – Past Perfect)

«Michigan Water Blues» композиция 1930 года Кларенса Уильямса. Фердинанд Жозеф Ла Монт или же ЛаМот – луизианский креол, росший в Новом Орлеане. Миру джаза он известен как Джелли Ролл Мортон. Jelly roll это закатанный в ролик сладкий пирожок с вареньем или кремом. На афроамериканском сленге это выражение так же обозначало, как застенчиво пишет Жак Реда во французском «Словаре Джаза», «женские гениталии»…

Джелли Ролл Мортон родился 20 октября 1890 года и стал одним из первых крупных композиторов, банд-лидеров, а заодно, по мнению Скотта Яноу «недооценённым пианистом». Само собой он был так же и певцом. В юном возрасте он играл на гитаре, затем на фортепьяно. Семья его гордилась французскими кровями и принадлежала к новоорлеанской креольской буржуазии. Джелли Ролл подмочил свою репутацию тем, что в поздние годы (он умер в Лос-Анджелесе в 1941 году) он утверждал, что это именно он, скажем, «изобрел джаз». Но он был автором ставших классикой композиций: "Jelly Roll Blues", "Spanish Tinge", "King Porter Stomp", "Wolverine Blues", "Black Bottom Stomp" и "I Thought I Heard Buddy Bolden Say".

Про остальных юбиляров октября скорее всего позже. Особенно про Клиффорда Брауна, который родился в самом конце месяца – 30 октября. Сейчас же – новые записи и новые рецензии. Те самые молодые, и не очень, коты:

Stefano Bollani - Alobar e Kudra – 6:00 (Stefano Bollani - 2014 - Joy In Spite Of Everything - ECM)

«Alobar e Kudra» - это герои или, как пишет Пол де Баррос, «бессмертные любовники из популярного романа 84 года Тома Робинса «Jitterbug Perfume»». (пёр’фьЮм). Квартет итальянского пианиста Стефано Боллани. Боллани – рояль; Билл Фрисел – гитара; Джеспер Бодилсен – контрабас и Мортен Ланд – ударные. Диск «Радость, не смотря ни на что!» был записан в июне прошлого года, но вышел в этом году на «ECM».

Стефано Боллани родился в декабре 1972 года в Милане. Он начал играть на пианино, чтобы аккомпанировать собственному пению, но вскоре про вокал он забыл. Он поступил в консерваторию Флоренции, где изучал и джаз, и поп-музыку. Дебютировал как профессионал в пятнадцать лет. Играл с ведущими музыкантами Италии. По приглашению триестского трубача-авангардиста Энрико Рава отправился с ним выступать в Париж. Был замечен ветераном французского джаза пианистом Марсиалом Солалом. Париж и был его большим стартом. С тех пор Боллани играл с такими звездами, как Гато Барбиери, Ли Конитц, Пэт Мэтни, Паоло Фрезу и Фил Вудс. Он сыграл с местным оркестром в лейпцигском концертном зале «Рапсодию в стиле блюз» Джорджа Гершвина и записал дуэт с Чиком Кориа. На настоящий момент у Боллани вышло более двух дюжин дисков в роли лидера и семь – с Энрико Рава. «Даунбит» отметил CD «Joy In Spite Of Everything» - четырьмя звездочками. На настоящий момент это почти максимум.

Вот Стефано Боллани – соло. Запись сделана в январе этого года на фестивале в Гютерсло, Германия.

Stefano Bollani - Besame Mucho – 9:29 (Stefano Bollani – Jazzfest – UWM)

«Besame Mucho», «Целуй меня крепче», точнее «Целуй меня – много» - песня, написанная в 40 году в жанре болеро мексиканкой Консуэло Веласкес Торрес. Сольная импровизация на фестивале в Гютерсло, Германия, итальянского пианиста Стефано Боллани.

Если вы только что вышли на тропу джазфанов, имею честь сообщить, что это еженедельное «Время Джаза», свингующее на коротких волнах «Свободы», через спутники HotBird и AsiaSat-7, а так же с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в городке на Сене – ваш ДС.

А вот и джазмен, удостоившийся всех пяти звездочек в «Даунбите», что случается раз 5-6 в году. Это Стив Леман из нового поколения авангардистов, Стив и его октет.

Steve Lehman Octet - Codes Brice Wassy – 7:45 (Steve Lehman Octet - Mise En Abime - Pi Recordings)

«Codes Brice Wassy» Стива Лемана. Мечта любого джазмена: за свой последний диск «Mise En Abime» Леман, саксофонист и композитор, а так же его октет и получили пять сияющих звезд «Даунбита».

Состав: Стив Леман – альт-саксофон и синтезаторы; Джонатан Финлэйсон – труба; Тим Олбрайт – тромбон; Хосе Давила – туба; Марк Шим – тенор-сакс; Крис Дингмэн – вибрафон; Дрю Гресс – контрабас и Тайшон Соурей – ударные. Диск был записан в январе этого года.

Я могу добавить лишь одно: новые имена и некое эхо знакомого звучания.

Dave Douglas Quartet – Trav’lin' Light - 4:24 (Dave Douglas Quartet - 2014 – Riverside)

«Trav’lin' Light», «Странствуя налегке» - стандарт Трамми Янга и Джимми Манди. Стандарт стал песней в 1942 году, когда Джонни Мэрсэр написал слова на музыку этого тягучего блюза. Квартет Дейва Дагласа. Дейв – труба с сурдинкой; Чет Доксас – кларнет; Стив Своллоу – контрабас и Джим Доксас – ударные. Диск вышел в этом году на «Riverside». Дейв, трубач и композитор, играет или, правильнее, работает, в жанрах джаза, классики и фолка.

После известной мантры: вы слушаете еженедельное «Время Джаза» на коротких волнах «Свободы», через мирные спутники HotBird и AsiaSat-7, а так же с нашего сайта www.svoboda.org, у микрофона всё там же в Парижске ваш ДС, самая знаменитая версия «Странствия налегке»:

Billie Holiday - Trav'lin Light – 3:08 (Billie Holiday - Lady Sings the Blues – Capitol)

«Trav'lin Light» - Билли Холидей с её классического диска «Леди поет блюз». Леди – вокал; Чарли Шейверс – труба; Пол Киншет – тенор-саксофон; Уинтон Келли – рояль; гитара – Билли Бауэра; Аарон Белл – контрабас и Ленни МакБраун – ударные. Запись была сделана в Нью-Йорке 6 июня 1956 года. Все пять звезд «Даунбита».

И напоследок, как обещано, продолжение прощального диалога Киза Джаррета и Чарли Хейдена:

Keith Jarrett & Charlie Haden - Where Can I Go Without You – 9:32 (K.Jarrett & C.Haden - Last Dance – ECM)

«Куда ж я пойду без тебя?», «Where Can I Go Without You» - композиция Виктора Янга, название которой соответствует настроению этого последнего дуэта Киза Джаррета, рояль и Чарли Хейдена, контрабас. Джаррет собрал этот диск «Последний Танец» из записей 2007-2010 годов в память о друге. Чарли умер 11 июля этого года в Лос-Анджелесе от PPS, рost-polio syndrome – поздних осложнений от полиомиелита. Ему было 76 лет.

На этом наше «Время Джаза» истекло. Звукорежиссер этого выпуска Александр Аркадьев, автор и ведущий – Дмитрий Савицкий. Мы снова будем в вашей компании через неделю. Спасибо всем за комменты и за имейлы. Всех вам благ, чао, бай-бай.