Национальные интересы и образование

Редко говорят о том, насколько тесно образование зависит не только от внутренней политики государства, сколько от внешней, а также от причин, на первый взгляд посторонних, таких, например, как экономический климат соседней страны или личная успешность бывших граждан.

То, что бюджет страны может пополняться за счет иностранных студентов, а интеллектуальной потенциал – благодаря притоку лучших, выигравших грант или стипендию, давно известно. Также известно, что довольно часто нацеленные на учебу за рубежом студенты выбирают не столько место обучения, сколько страну проживания. Именно на это ориентируют российских выпускников родители, когда оплачивают не только университетскую программу, но и пару лет предварительного обучения (в колледже, гимназии или на специальных курсах).

И тот факт, что на родине теперь можно получить нужный уровень языка, чтобы сдать американский TOEFL, британский IELTS ,немецкий DAF или французский DELF, принципиально ситуацию не меняет.

Поэтому открытие на территории Армении колледжа UWC - не такое локальное событие, как это может показаться. Хотя бы потому, что это уже второй проект для одаренных и мотивированных детей в Армении, который финансируют российские бизнесмены армянского происхождения. Несколько лет назад открылась построенная (и внешне и содержательно) по лучшим мировым образцам школа «Айб». Когда я спрашивала у учредителей, почему они реализовали свой прекрасный проект в Ереване, а не в Москве, где живут и учатся их собственные дети, - первый ответ был, что это вклад в будущее Армении, вторая причина звучала более прозаично – в российской столице сделать такое намного труднее, и финансово и политически. Действительно, в России тренд сейчас прямо противоположный - школы для одаренных детей закрывают или объединяют с обычными.

Инициаторами строительства колледжа в Дилижане стали Рубен Варданян и Вероника Зонабед – сооснователи RVVZ Foundation, к которым присоединились Владимир Аветисян (заместитель председателя правления ООО «УК РОСНАНО»), Гагик Адибекян (президент группы компаний RD Group) и некоторые другие бизнесмены. Кстати, этот проект, как и школу «Айб», поддержал президент Армении. Серж Саргсян лично присутствовал на церемонии открытия вместе с президентом Сербии Томиславом Николичем и Верховным Патриархом и Католикосом все армян Гарегином II, а Его Королевское Высочество принц Уэльский прислал приветствие в форме видеообращения.

на церемонии открытия колледжа президент Армении сказал, что надеется, что в Дилижане появятся также студенты из Азербайджана

Впрочем, то обстоятельство, что образовательному проекту было уделено столько политического внимания, на условия поступления практически не повлияло. В первый набор попали около 100 студентов из 50 стран, в том числе из Европы, стран Северной и Южной Америки. Армянских ребят поступило 10 человек, не меньше приехало из России. Девочка из Турции (всего студентов из Турции, по ее словам, четверо) рассказала, что она хотела попасть именно в армянский колледж, вопреки желанию родителей и недоумению друзей. А на церемонии открытия президент Армении сказал, что надеется, что в будущем в Дилижане появится студент из Азербайджана, чем вызвал бурную реакцию части армянской общественности.

Тем не менее, бесспорно одно - в Дилижане открылось первое учебное заведение в Восточной Европе и СНГ, входящее в сеть «Объединенные колледжи мира». Это движение было основано в 1962 году в Великобритании, и в течение 17 лет его возглавлял Его Королевское Высочество принц Уэльский. Сегодня в United World Colleges, UWC входят 14 школ и колледжей в пяти частях света, и туда поступают ребята из 150 стран.

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Международный колледж UWC в Дилижане (Армения)

Все абитуриенты проходят несколько этапов тестирования, те, кто получил высокую оценку, объяснил студент из Сирии, могут сами выбирать страну обучения. Впрочем, при заполнении заявления ребята указывают предпочтительные для них школы, однако Национальные комитеты, которые занимаются распределением, хотя их и учитывают, могут предложить любую из школ. Предполагается, что абитуриент подает документы не в конкретный колледж, а хочет учиться в системе UWC.

Для качества обучения местоположение школы, действительно, большого значения не имеет. Преподавательский коллектив - интернациональный, в Дилижане, например, работают представители одиннадцати стран, а директор Джон Паддифут до прошлого года занимал пост директора-основателя Академии Ага Хана в Индии, а еще раньше работал заместителем директора Итонского колледжа в Великобритании.

Обучение, разумеется, ведется на английском языке, и первые месяцы студентам приходится трудно – много занятий, новый формат, другие методики. Но когда литературу можно изучать с помощью комиксов, а один из обязательных предметов - социальный проект, который должен изменить ближайшую реальность, то мотивация возникает сама собой. Добавьте к этому современный спортивный комплекс, где футбольное поле построено по всем правилам FIFA, замечательную библиотеку, энтузиазм и профессионализм преподавателей, и станет понятно, что скучать по дому времени не будет.

Что касается диплома, то Дилижанская международная школа получила аккредитацию на преподавание по программе IB Diploma (международный бакалавриат) и имеет официальный статус IB World School. Конечно, если кто-то из российских выпускников захочет продолжить образование в российском университете, ему придется сдавать ЕГЭ, но более вероятно, что ребята продолжат учебу за пределами родины.

Надо сказать, что долгое время в Армении поступление в зарубежный университет воспринималось как попытка избежать армии, и такой студент неизбежно превращался в беглеца, но несколько лет назад президент и премьер-министр учредили фонд, который должен был поддерживать студентов, поступивших в лучшие университеты мира. В необходимости этого шага президента страны и широкую общественность удалось убедить членам образовательного клуба «Айб» наверное потому, что у них был неоспоримый довод – их собственный пример.

И еще одно обстоятельство, с которым приходится считаться учредителям, когда учебное заведение обещает высокое качество обучения. Если школа ориентирована на талантливых и мотивированных, способных освоить сложные программы и поддержать высокий статус, обязательно потребуется гибкая система скидок и грантов. Иначе, если брать только тех, чьи родители могут заплатить 70 тысяч долларов за два года учебы в колледже в Дилижане, уровень образования неизбежно понизится. Поэтому Национальные комитеты UWC рассматривают каждый конкретный случай, определяя размер финансовой помощи.

Конечно, абитуриент должен самостоятельно добраться до места испытания, и путь может быть неблизкий, особенно, если студент из России. Так Лене Васильевой пришлось приехать в Москву из Мурманска, чтобы поступить в международную школу-пансион в Армении. Лена, кстати, искала информацию по программе обмена FLEX , (проекта , благодаря которому тысячи российских школьников смогли поучиться в американской школе и который недавно был закрыт российской стороной), когда случайно наткнулась на условия приема в колледж UWC в Дилижане.

Армения – страна, небогатая природными ресурсами, наверное, поэтому здесь особенно ценится культурный и образовательный капитал. Не случайно русский язык в армянских школах преподают со второго класса, не считаясь с нагрузкой и учебными часами, которых всегда не хватает. Но здесь не просто сохраняют старые традиции, а расширяют возможности – и не только своих граждан.

В России, впрочем, думают о том же – в будущем учебном году квота на обучение иностранных студентов может увеличиться на треть. То есть еще 20 тысяч иностранных студентов получат среднее, высшее или дополнительное образование бесплатно, поступив на бюджетные места.