В конце прошлой недели и в минувшие выходные четыре американских штата – Нью-Йорк, Нью-Джерси и Иллинойс ввели принудительный карантин для всех, кто прибывает на территорию этих штатов из Западной Африки и кто мог вступить там в контакт с людьми, инфицированными вирусом лихорадки Эбола. Это в первую очередь касается американских медиков, ухаживавших в Африке за больными этой смертельно опасной лихорадкой.
Федеральное правительство США пока не планирует вводить такой карантин по всей стране. Более того, многие специалисты-медики считают, что необходимости отправлять на карантин всех подряд нет и что действия властей штатов мотивированы политически, а не основаны на научных фактах.
Власти четырех штатов приняли решение о введении карантина после того, как в четверг на прошлой неделе лихорадка Эбола была диагностирована у 33-летнего нью-йоркского врача Крэйга Спенсера, работавшего в рядах благотворительной организации "Врачи без границ" в Гвинее. В Нью-Йорк Спенсер вернулся еще 17 октября, и первое время он прекрасно себя чувствовал. Однако 23 октября у него появились первые симптомы лихорадки Эбола – высокая температура и ощущение слабости. Спенсер немедленно обратился в больницу, и его поместили в инфекционный изолятор, где он проходит курс интенсивного лечения.
Представители властей и медики говорят, что вероятность того, что от Спенсера могли заразиться оказавшиеся с ним в одном вагоне метро пассажиры, жильцы его дома или посетители кафе, где он обедал, минимальна. Вирус лихорадки Эбола не передается по воздуху или через воду. Заразиться можно только в результате непосредственного контакта с биологическими жидкостями больного, причем только в том случае, если у него ярко выраженные симптомы.
До сих пор никаких новых случаев заражения в Нью-Йорке зафиксировано не было, и даже подруга Спенсера, с который он живет под одной крышей, после тщательной проверки в больнице отправлена домой.
Федеральные власти не считают необходимым вводить обязательный карантин для всех прибывающих из Западной Африки медработников, называют инициативы Нью-Йорка, Нью-Джерси и Иллинойса непродуманными и опасаются, что они могут сослужить медвежью услугу.
"Мы дали губернаторам этих штатов понять, что мы обеспокоены в связи с тем, что принятые ими и не базирующиеся на научных данных решения могут привести к неумышленным негативным последствиям в области борьбы с вирусом Эбола в Западной Африке", – говорится в заявлении, которое Белый дом в воскресенье передал средствам массовой информации.
Вот как объясняет позицию администрации президента США Барака Обамы директор Национального института аллергических и инфекционных заболеваний Энтони Фаучи. Он выступал в воскресной программе телекомпании ABC:
– Если бы меня спросили как ученого и медика, я бы не рекомендовал введение карантина. Мы должны принимать решения на основании научных данных, а мы знаем, что люди, у которых нет симптомов лихорадки Эбола, не представляют никакой угрозы.
По словами Энтони Фаучи, принудительное помещение на карантин медиков, возвращающихся их Западной Африки, может привести к тому, что в будущем они перестанут туда ездить, а это, в свою очередь, негативно скажется на усилиях по борьбе с вирусом.
Первым человеком, принудительно поставленным на карантин, оказалась в штате Нью-Джерси медсестра Кейси Хикокс, в пятницу вернувшаяся в США из Сьерра-Леоне, где она работала вместе с "Врачами без границ". Никаких признаков заболевания у нее обнаружено не было, чувствует она себя хорошо, однако ее продолжают держать в изоляторе, причем, как она утверждает, в первый день с ней плохо обращались, недостаточно кормили, не позволяли принять душ. На следующий день после помещения в изолятор Хикокс заявила о намерении подать в суд на штат Нью-Джерси, а газета "Даллас морнинг ньюс" (Dallas Morning News) опубликовала статью Хикокс, в которой та писала следующее: "Я сидела одна в изоляторе и думала о многих коллегах, которые вернутся обратно в США и испытают такие же муки, что и я. Заставят ли и их чувствовать себя преступниками и заключенными?"
Губернатор штата Нью-Джерси Крис Кристи тем не менее уверен, что поступил правильно, приняв решение о принудительном карантине.
– Я сожалею, что медсестре были причинены неудобства. Но меня больше беспокоят неудобства, которые могли были возникнуть, если бы зараженный человек с симптомами лихорадки оказался среди граждан.
Отменять свое решение о принудительном карантине Крис Кристи не собирается. Более того, он считает, что рано или поздно меры, принятые в Нью-Джерси, должны быть введены по всей стране. По мнению обозревателей, такая позиция Кристи, который является республиканцем и потенциальным кандидатом на президентских выборах 2016 года, объясняется еще и тем, что он ни в коем случае не хочет, чтобы создалось впечатление, что он готов отменить свое решение под давлением со стороны Вашингтона.
Однако призывы Белого дома и ситуация вокруг медсестры Хикокс, похоже, возымели воздействие на губернатора штата Нью-Йорк Эндрю Куомо. В воскресенье вечером он объявил о смягчении условий карантина для возвращающихся из Африки медработников. Вместо того чтобы помещать этих медработников в изолятор в больницах, им будет разрешено находиться у себя дома в течение трех недель с момента возвращения в США и проходить медицинский осмотр там.
Как заявил в этой связи мэр Нью-Йорка Билл де Блазио, медики, добровольно отправляющиеся в Африку помогать больным лихорадкой Эбола, являются героями, и властям надо относиться к ним уважением. Он сказал, что считает неправильным обращение с медсестрой Кейси Хикокс в Нью-Джерси.