Красота Андрея Макаревича

Андрей Макаревич

В Петербурге прошла лекция Андрея Макаревича, против которого в российской прессе была развязана травля

В Петербурге, в библиотеке имени Маяковского, прошла лекция Андрея Макаревича "Что такое красота".

Сказать, что у входа в библиотеку на набережной Фонтанки, 44, было много народу, значит ничего не сказать. Люди постарше вспоминали советские времена – так бывало, когда в каком-то магазине "выбрасывали" дефицит. До семи вечера люди, пришедшие на лекцию Андрея Макаревича, осаждали двери: внутрь не могли попасть даже те, кто пришел за полчаса и раньше.

Послушать Андрея Макаревича пришло огромное количество людей

После семи сотрудник полиции извлек из стоявшего рядом полицейского микроавтобуса мегафон и стал просить людей разойтись. Журналисты со своей громоздкой аппаратурой тоже оказались во "тьме внешней". Люди, заранее зарегистрировавшиеся в интернете, тщетно потрясали бумажками с регистрацией, а организаторы кричали из дверей извинения и оправдывались тем, что они вынуждены действовать жестко во избежание провокаций.

У меня нет точного ответа, что случилось с человечеством, вообще у меня больше вопросов, чем ответов. Мне кажется, что живопись к этому моменту уже накопила такой багаж высочайшего мастерства, что кто-то очень рациональный понял: дальше в эту сторону ехать некуда, высота взята. Значит, это надо сломать

Действительно, когда появилось сообщение о том, что отмененная в Новосибирске лекция Андрея Макаревича "Что такое красота" пройдет в Петербурге, известный депутат Виталий Милонов сразу же выразил свое неудовольствие. Его пресс-секретарь Илья Евстигнеев разъяснил, что Милонов считает позицию Макаревича по Украине и Крыму антироссийской и считает, что лекцию о красоте следует отменить. Если бы это случилось, то Петербург продолжил бы список городов с сорванными и отмененными концертами музыканта – череда этих "приключений" началась после его выступления на Украине перед беженцами Донецка и Луганска. Но Петербург устоял, и организаторы лекции Макаревича несколько раз со сцены поблагодарили за это вице-губернатора Василия Кичеджи, который, кстати, только что покинул свой пост, перейдя на работу в "Единую Россию".

Однако было ясно, что и организаторы, и многие из тех, кто пришел на лекцию, до последнего момента не были уверены, что провокаций не будет. Начиная с 17 октября активисты "Либерального союза" целую неделю стояли у библиотеки в одиночных пикетах с плакатами в поддержку Макаревича.

– Мы раздали около 1000 листовок, где объяснялось, за что травят Макаревича, когда и где будет его лекция и кто ее хочет сорвать, и сегодня мы тоже хотели провести здесь массовый пикет, но организаторы попросили нас этого не делать, – говорит одна из участниц пикетов Людмила Дубовая. – Наши акции мы решили проводить, когда услышали, что депутат Милонов призывает не допустить этой лекции, говорит, что Макаревича сюда никто не звал. Мы решили, что на это надо ответить – показать, что мнение Милонова и его сторонников в Петербурге не единственное, И сегодня мы видим, что это действительно так, что сюда пришло очень много людей, которые думают иначе и которым общение с Макаревичем нужно. Они могут разделять или не разделять мнение Макаревича, но они имеют право его выслушать. А сейчас мы пришли не только послушать лекцию, но и помочь организаторам в случае провокаций, ведь мы можем узнать возможных провокаторов лучше и быстрее, чем они. Я сама не такая уж поклонница Макаревича как музыканта, но его гражданскую позицию я очень уважаю.

Как выяснилось, ее уважают большинство пришедших на лекцию.

– Я полностью разделяю все, что говорит, как он видит происходящее, мы с ним единомышленники, – говорит Андрей. – Другое дело, почему у него столько противников, но это такой же загадочный вопрос, как и тот, откуда берутся те самые 86% российских граждан, поддерживающих нынешний курс российской власти, я не знаю, откуда возникает такая поддержка, и никакие аналитики нигде мне это пока не объяснили.

А вот Александр, напротив, пришел посмотреть в глаза своему идеологическому противнику – он считает Андрея Макаревича пособником "пятой колонны".

– Я с ним совершенно не согласен, он выступает против войны, а я считаю, что наши молодые люди сейчас стали совсем слабые, мягкие, мы все давно уже застоялись, нам обязательно надо воевать, чтобы окрепнуть, получить адреналин, почувствовать в себе свежие силы.

В конце концов организаторы лекции сжалились над людьми, стоявшими у дверей под дождем, и те, кто не отчаялся и не ушел, уже после начала лекции все-таки получили возможность пройти внутрь и попасть – не в зал, конечно, а в соседние помещения, где была организована трансляция.

Что же касается самой лекции, то она действительно была о красоте, о великом искусстве прошлого и о современном искусстве, утратившем уважение к ремеслу: "У меня нет точного ответа, что случилось с человечеством, вообще у меня больше вопросов, чем ответов. Мне кажется, что живопись к этому моменту уже накопила такой багаж высочайшего мастерства, что кто-то очень рациональный понял: дальше в эту сторону ехать некуда, высота взята. Значит, это надо сломать. Тогда надо плясать от обратного. Это еще совпало с волной революций всяких, когда очень большая часть человечества действительно была убеждена, что они создают новый и лучший мир, возникли авангардные движения, авангардные направления в искусстве. Я всегда считал, что ломать – не строить, и, в общем, история это доказала".

В то же время Макаревич в своей лекции утверждает, что он не противник современного искусства: "Я вообще не считаю, что искусство надо делить на современное и несовременное – надо делить на искусство или не искусство. Но вопрос в том, что… планка мастерства – она не позволяла тебе ошибиться в оценке. С появлением концепта мы убрали это мастерство за скобки, значит, величие художника и его произведения определяется чем-то другим. Сегодня это масса обстоятельств, где не последнюю роль играет реклама, галерейщики – нормальная международная мафия, которая упорно держится за слово "искусство". В принципе, я бы принимал все, включая самое бездарное, если бы оно называлось каким-то другим словом, закрепив слово "искусство" все-таки за тем, что мы понимали под искусством традиционным. А это давайте назовем – ну, не знаю, придумки, хэппенинги, перформансы, инсталляции, как угодно. Но они отлично понимают, что если они избавятся от слова "искусство", то один или два нолика с цены будут убраны".

После лекции, которая длилась от силы минут сорок, осталось еще много времени на вопросы. И их задавали – и о том, какие красоты мира запали Макаревичу в душу больше всего, и о том, как учить детей отличать хорошую музыку от плохой, различать музыкальные стили и вообще ориентироваться в мире звуков, и об отношении к современной архитектуре, и о многом другом – что не слишком выходило за рамки, обозначенные темой лекции. Один вопрос – о самом любимом месте в Петербурге – задал присутствовавший в зале депутат Законодательного собрания Максим Резник. Но перед этим заметил, что и он сам, и все остальные очень благодарны музыканту за его позицию, касающуюся красоты, но фраза была произнесена с такой интонацией, что все вокруг закивали и понимающе засмеялись – мол, ясно, о какой позиции идет речь.

Лекция Макаревича понравилась. Но все, кто согласился поделиться своими впечатлениями, в один голос говорили, что пришли не только послушать знаменитого музыканта, но и поддержать человека, чью гражданскую позицию они уважают и разделяют.

– Мне очень понравилась лекция, – говорит Ирина, – приятно послушать человека, от которого веет и добром, и умом, чувствуешь внутреннее соответствие всему, что человек говорит. Я считаю, что Макаревич представляет гордость нашей страны, и очень жаль, что его гнобят.

А известной артистке Ларисе Дмитриевой показалось, что общения было маловато, хотелось более длинного и детального разговора о сути искусства, о самой природе прекрасного. Но она очень рада, что поддержать музыканта пришло так много людей.

– Я думаю, что ему сделали прекрасную рекламу: чем больше его будут запрещать, тем больше люди будут хотеть выступлений Андрея Макаревича. И если раньше на него ходили в основном музыкальные фанаты, то теперь пришли просто умные, адекватные, интеллигентные люди, аудитория с точки зрения качества сильно расширилась.