Первый белый

Гай Скотт

Африканскую страну впервые возглавил демократически избранный белый политик, пользующийся немалой популярностью

70-летний политик шотландского происхождения Гай Скотт, до сих пор занимавший пост вице-президента Замбии, после смерти 28 октября прежнего президента Майкла Саты, скончавшегося в клинике в Лондоне, стал первым за 20 лет белым главой государства в Африке. 30 октября парламент страны утвердил назначение Скотта на должность временно исполняющего обязанности президента.

Досрочные президентские выборы в Замбии состоятся в ближайшие 90 дней. Гай Скотт по конституции не может выставить на них свою кандидатуру, поскольку не является уроженцем страны в третьем поколении. Однако в эти дни в Замбии, только что, 24 октября, отметившей 50-летие независимости от Великобритании, часто говорят о возможных изменениях в главном законе страны.

Гай Скотт, родившийся 1 июня 1944 года в семье шотландских эмигрантов из Великобритании, выпускник Кембриджского университета, где он получил диплом экономиста, давно и активно участвует в политической жизни Замбии. Его отец Алек Скотт (что может показаться удивительным) в 50-60-е годы XX века был активным сторонником черных националистов и противником британского правления, выпускавшим несколько оппозиционных колониальным властям периодических изданий. До 24 октября 1964 года Замбия была британским протекторатом под названием Северная Родезия.

Административная карта Замбии

В 1990 году Гай Скотт вступил в партию "Движение за мультипартийную демократию", долго бывшую одной из основных оппозиционных сил, выступавших против полудиктаторского правления националиста и антиимпериалиста Кеннета Каунды. Замбия располагает колоссальными горнорудными и природными ресурсами, основу ее экспорта составляют медь, уран и никель, однако при "африканском социалисте" Каунде она стала одной из беднейших стран мира, где более 80 процентов населения периодически голодало и жило в условиях крайней нищеты.

После того как в начале 90-х годов в Замбии начались демократические реформы и завершилась эпоха "замбийского гуманизма", провозглашенного когда-то Кеннетом Каундой, страна пережила несколько попыток государственного переворота и периодов чрезвычайного положения, вводимого разными правительствами. Гай Скотт несколько раз избирался в парламент, преподавал и занимался бизнесом, а в 2001 году вступил в партию "Патриотический фронт", лидер которой Майкл Сата, имевший за свою жесткость и острый язык кличку "Королевская кобра", в 2011 году с четвертой попытки одержал победу на президентских выборах и назначил Скотта своим вице-президентом.

В период пребывания у власти популист, бывший полицейский офицер и таксидермист Майкл Сата подвергал репрессиям политических противников и не смог добиться подъема экономики, хотя замбийцы при нем стали жить все же несколько лучше. Он постоянно боролся с западными горнодобывающими концернами, действующими в знаменитом "медном поясе" Замбии, угрожая отобрать их лицензии, если они посмеют уволить хотя бы одного чернокожего работника, в чем ему помогал и Гай Скотт. В прошлом сентябре 77-летний Майкл Сата, прибывший на ежегодную сессию Генеральной ассамблеи Организации Объединенных Наций в Нью-Йорк, внезапно почувствовал себя плохо и попал в больницу. Какие именно проблемы были у покойного президента Замбии, точно не известно до сих пор.

Бывший президент Замбии Майкл Сата

Сегодня, по данным социологических опросов, очень многие жители Замбии приветствуют назначение Гая Скотта временно исполняющим обязанности главы государства и высказывают пожелания, чтобы он оставался в президентском кресле подольше. Последним до него белым лидером в Африке южнее Сахары был Фредерик де Клерк, с 1989 по 1994 годы являвшийся так называемым исполнительным президентом ЮАР, однако он пришел к власти, когда в Южно-Африканской Республике еще сохранялся режим апартеида, и потому не может считаться демократически избранным главой государства. Сам Гай Скотт в коротком интервью сразу после принесения им присяги говорил о будущем, как своем, так и всей Замбии, весьма туманно:

– Возможно, в конституцию Замбии будут внесены существенные изменения, я имею в виду такие, которые обычно вносятся в главный закон многих стран мира. Например, нынешняя конституция исключает мое возможное участие в президентских выборах по причине того, что мои отец и мать – не коренные замбийцы. Эта поправка специально была внесена в 1996 году. Кроме того, есть и еще одна важная поправка такого рода, согласно которой высшие посты в государстве не могут занимать традиционные вожди конкретных племен. Все это может быть пересмотрено вновь, если наши коллеги из других партий, находящихся в оппозиции, согласятся сесть за стол переговоров и решить в совместной беседе насущные проблемы. Сейчас настал такой момент, когда все можно изменить – и переговоры мне кажутся самым логичным путем, чтобы сделать это.

Мои отец и мать – не коренные замбийцы

Поправки в конституцию Замбии в 1996 году, о которых упомянул Гай Скотт, были внесены не затем, чтобы дискриминировать белых жителей страны, а по конкретным политическим причинам: чтобы не позволить вернуться к власти Кеннету Каунде, отец которого был рожден на территории современного государства Малави.

Во внутренней и внешней политике Гай Скотт до сих пор запомнился всем как внешне флегматичным поведением, так и весьма саркастичными высказываниями, как и его покойный патрон. В самом первом интервью на посту вице-президента в 2011 году он отметил, что, в отличие от большинства других стран "черной Африки", в Замбии все белые и азиаты (выходцы из Индии) чувствуют себя спокойно и счастливо, потому что не испытывают на себе давления бессмысленных расовых предрассудков. В частности, Скотт не раз остро критиковал жителей соседней ЮАР, особенно белых, в интервью британской газете "Гардиан" назвав их, например, "самоуверенными косными тормозами" и причиной почти всех проблем на юге континента.

– Гай Скотт – настоящий черный парень в шкуре белого, – говорит Натан Фири, водитель автобуса из столицы Лусаки, активист партии "Патриотический фронт". – Сам факт того, что мы все с радостью видим Скотта во главе государства, показывает, что мы всегда считали его одним из нас!