4 ноября до позднего вечера в Киеве, в президентской администрации, продолжалось заседание Совета национальной безопасности и обороны Украины. По его итогам принято решение об ужесточении политики украинских властей в отношении Донбасса. Совет нацбезопасности рекомендовал Верховной Раде отменить закон об особом статусе неподконтрольных территорий Донецкой и Луганской областей, а правительству – ввести более жесткий экономический режим и усилить оборону на ключевых направлениях в зоне конфликта.
Президент Петр Порошенко заявил на заседании Совета национальной безопасности и обороны, что Украина остается сторонником мирного плана урегулирования ситуации в Донбассе, но это не означает, что она не будет готова к решительным действиям в случае пессимистичного сценария. Вероятные атаки пророссийских сепаратистов на города Бердянск, Мариуполь, Харьков, а также Днепропетровскую область готовы отразить укрепившие свои позиции украинские войска. Как сообщил глава государства, по его поручению сформировано несколько новых частей и соединений, которые позволят перекрыть возможные наступления.
– Мы вынуждены как Украинское государство, для того чтобы не дать распространяться этой раковой опухоли, обеспечить определенное блокирование оккупированных боевиками территорий. Мы должны усилить контроль на блокпостах, и экономический режим мы вынуждены сделать более жестким, – подчеркнул Петр Порошенко. По его словам, в госказну не поступает оплата за поставки на восток страны газа и электроэнергии.
Украинское правительство, согласно рекомендации СНБОУ, должно подготовить законопроект, который регулировал бы вопросы экономики и налогов в так называемых Донецкой и Луганской "народных республиках". Фактически принято решение об отказе от финансирования непризнанных территорий. Кроме того, Совет нацбезопасности предложил Верховной Раде отменить закон "Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей". Особый порядок вводился на три года с целью создания условий для нормализации обстановки в районах вооруженного конфликта. Закон был призван обеспечить возвращение вынужденных переселенцев, а также гарантировал участникам боевых действий иммунитет от уголовного преследования. Документ предусматривал и проведение выборов в местные органы власти 7 декабря этого года в соответствии с украинским законодательством.
На подконтрольных сепаратистам территориях не просто попытка создать что-то свое, там резкое отрицание всего украинского
Как заявил Порошенко, Верховная Рада может принять новый закон, назначить новую дату выборов, а правительство готово обеспечить особый режим свободной экономической зоны, где субъекты хозяйствования, зарегистрированные на подконтрольных сепаратистам территориях, будут иметь специальный режим экономических отношений как с Евросоюзом, так и с Российской Федерацией. Говорит экономический эксперт Института публичной политики Игорь Шевляков:
– Это попытка сохранить территориальную целостность страны. Власти понимают, что сейчас трудно обеспечить полноценную реализацию законов на части территорий Донбасса. Такие инициативы, конечно же, сейчас важны, но у меня большие сомнения в их реалистичности. На подконтрольных сепаратистам территориях не просто попытка создать что-то свое, там резкое отрицание всего украинского. По сути, там блокируется торговля с Украиной, блокируются транспортные перевозки. Так называемые новообразования, по большому счету, пытаются переориентироваться на Россию и максимально иметь дело только с ней. Это касается в том числе и энергетических вопросов.
Они не остановятся на регионах, которые они сейчас контролируют. Никакой заморозки конфликта не будет, он будет расширяться дальше
Официальному Киеву нужна была не только словесная, но и практическая реакция на прошедшие в самопровозглашенных республиках незаконные выборы. По итогам заседания СНБОУ принято решение не только об отмене закона об особом статусе части Донбасса, но и обнародован план, как взаимодействовать с новообразованиями, которые формально на территории Украины, но фактически уже ушли из нее. Что касается возможного наступления сепаратистов, то такая угроза все еще сохраняется. Не случайно, как отмечает политолог Вадим Карасев, МИД России заявил о выборах в Донецком и Луганском регионах, а не республиках, то есть в Кремле их видят частью чего-то большего. И этим большим может быть Новороссия, которая отвечает амбициям Владимира Путина. Российским властям половины Донбасса мало.
– Они не остановятся на регионах, которые они сейчас контролируют. Поэтому никакой заморозки конфликта не будет, он будет расширяться дальше. Зимой, наверное, активных боевых действий не будет, но весной они могут возобновиться, – считает политолог Вадим Карасев.
О вероятном сценарии развития вооруженного конфликта в Донбассе рассуждает военный эксперт Григорий Перепелица:
– Передвижение российских войск с территории России в Донбасс и усиление активности сепаратистов в Донбассе свидетельствуют о подготовке к новому этапу проведения наступательной операции на территории Украины силами российских войск и боевиков так называемых Луганской и Донецкой народных республик. Потому что задача наступательной операции, которую российское военное командование осуществило с конца сентября, не была решена. Задача состояла в том, чтобы разгромить украинские силы на территории Донбасса, возобновить контроль со стороны России над Луганской и Донецкой областью и нанести удар на юг Украины, соединиться с крымской группировкой. Конечно, украинские войска в конце сентября понесли тяжелые потери, но такие же огромные потери понесли и российские ударные силы. Это подразделения аэромобильных дивизий и регулярных частей, направленных в Донбасс из Центрального военного округа, из района Ростова, с Северного Кавказа. Поэтому они потеряли способность к дальнейшим наступательным действиям, части были отведены для переформирования и подготовки новых частей для проведения этой наступательной операции. После легализации местной власти ДНР и ЛНР на этих выборах следующая задача – расширение контроля со стороны этих ДНР и ЛНР или, другими словами, со стороны России над территорией Украины. Неслучайно лидеры ДНР и ЛНР заявили официально, что их задача – захват той территории, которую Путин назвал Новороссией. Если Путин не решит задачи построения этой Новороссии, что будет означать уничтожение Украины как государства, то, конечно, он не решит задачу войны, которую он развязал против Украины. А если он не решит задачу войны, это означает для него военное поражение. Поэтому Путин не будет отступать, и сегодня после перегруппировки войск все признаки говорят о том, что в этом месяце с большой вероятностью они начнут новое наступление, для того чтобы решить те задачи, которые не были решены во время первого наступления в конце августа.
Путин понимает, что ситуация ухудшается, но чем скорее она ухудшается, тем он скорее должен форсировать завершение военной кампании
Потенциальное наступление сепаратистов и российских подразделений на позиции украинских военных, как отмечают многие эксперты, может преследовать в первую очередь цель – создание сухопутного коридора в Крым, у которого нет стабильных каналов снабжения, кроме Керченской переправы. Но и работа этой переправы из-за непогоды в любой момент может быть заблокирована на несколько месяцев. Продолжает Григорий Перепелица:
– Создание транспортного коридора не решает задачу. Потому что украинские силы в любой момент могут перебить этот коридор. Нужна же не только одна дорога, а нужны канал Днепровский, нужны электростанции, которые питают Крым электроэнергией. Для этого нужно захватывать не одно узкое побережье Азовского моря, украинское, для этого нужно захватывать Херсонскую и Запорожскую области как минимум, со всеми объектами и системой жизнеобеспечения Крыма. Понимаете, какая задача! Поэтому это может быть только тактическая задача, но для поддержания этого коридора нужно иметь большие силы. Думаю, что в Кремле это хорошо понимают, и поэтому они готовят, в общем-то, широкомасштабное наступление. Вопрос: как обеспечить Крым и как решить более важную политическую задачу с уничтожением Украины как государства? Вот этот план построения Новороссии, которая должна охватить большую часть территории Украины, потому что, конечно, без центральной и восточной части Украина, как государство, не способна существовать. Вот какая конечная политическая цель Путина, – полагает Григорий Перепелица.
Руководители российских партий КПРФ, ЛДПР и "Справедливой России" заявили 4 ноября в Москве, что будут требовать в Государственной думе признания независимости от Украины так называемой Новороссии.
– Путин понимает, что ситуация ухудшается, но чем скорее она ухудшается, тем он скорее должен форсировать завершение военной кампании. Потому что он понимает, что растягивание этой военной кампании на 2-3 года вымоет ресурсы военные, необходимые для ведения войны. Поэтому он хочет провести определенный блицкриг, для того чтобы хотя бы отхватить как можно большую часть территории, и на этой территории он уже может моделировать. Главное – установить полный контроль над этой территорией и лишить украинское государство контроля над своими территориями. Вот какая цель преследуется всей этой политикой России и ее военной кампанией на Донбассе, – считает военный эксперт Григорий Перепелица.