Конспирология БОРНа

Русский марш

Мособлсуд начинает рассматривать дело участников националистической организации БОРН

Московский областной суд 13 ноября начинает рассматривать по существу дело в отношении участников "Боевой организации русских националистов" – БОРН. На скамье подсудимых четыре человека, которых обвиняют в убийствах и других преступлениях, совершенных по идеологическим мотивам. Организация, в частности, взяла на себя ответственность за убийство в 2009 году адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой. "Идейным вдохновителем" БОРНа, по версии следствия, является лидер движения "Русский образ" Илья Горячев. Ему также предъявлены обвинения по этому делу, он находится под арестом.

На скамье подсудимых по "делу БОРНа" четыре человека. Это Вячеслав Исаев, Максим Баклагин, Михаил Волков и Юрий Тихомиров. Им, в зависимости от роли каждого, предъявлены обвинения по нескольким статьям Уголовного кодекса, среди которых: "Создание экстремистского сообщества", "Бандитизм", "Убийство", "Покушение на убийство", "Незаконный оборот оружия". По версии следствия, в период с 2008 по 2011 годы участники "Боевой организации русских националистов" были причастны к убийствам лидеров антифашистских движений Федора Филатова, Ильи Джапаридзе и Ивана Хуторского, чемпиона мира по тайскому боксу Муслима Абдуллаева, судьи Мосгорсуда Эдуарда Чувашова, а также адвоката Станислава Маркелова. Подсудимые вину признают частично.

13 ноября Московский областной суд приступает к рассмотрению дела по существу, дело будет проходить с участием коллегии присяжных заседателей, которую удалось сформировать лишь с шестого раза. Как ожидается, на заседании представители обвинения произнесут речь, в которой изложат позицию прокуратуры, выступит сторона защиты и сами подсудимые. Не исключено, что стороны сразу же приступят к исследованию доказательств.

К профессиональному суду в нашей стране много вопросов, даже чисто с точки зрения статистики, но суд присяжных – это все-таки суд народа, и его вердикты традиционно вызывают меньше вопросов

Денис Зацепин, адвокат подсудимого Михаила Волкова, в интервью Радио Свобода рассказал об обвинениях, предъявленных его подзащитному, и о своих ожиданиях от судебного разбирательства:

– В ходе предварительного следствия Волков признался в совершении двух убийств, но при этом по совершенно другим мотивам. Ему инкриминировано совершение убийств по мотивам национальной и идеологической ненависти. Он пояснил, что совершены деяния им были по мотивам мести за незаконные действия потерпевших. Речь идет об антифашисте Филатове и участнике так называемых "Черных ястребов" Халилове, которые нападали в метро на жителей Москвы. По обвинениям по участию в банде БОРН и экстремистском сообществе БОРН мой подзащитный свою вину отрицает. Он говорит о том, что не был участником такой организации и о ее существовании не знал. По обороту оружия: вопрос в объеме. Ему инкриминирован достаточно большой объем оружия, который изъят по этому делу. Мой подзащитный признает свою вину только по одному предмету – пистолету, использовавшемуся в эпизоде с Халиловым. Такова позиция моего подзащитного, и, естественно, я ее придерживаюсь.

– Какие у вас ожидания от этого судебного процесса? Как-то повлияет то, что дело будет слушаться при участии присяжных?

– То, что дело будет слушаться при участии присяжных, безусловно, уже влияет на ход процесса. Процесс долго не мог начаться, потому что мы только с шестой попытки смогли отобрать присяжных заседателей. Известно, что к профессиональному суду в нашей стране много вопросов, даже чисто с точки зрения статистики, но суд присяжных – это все-таки суд народа, и его вердикты традиционно вызывают меньше вопросов. Я рассчитываю, что присяжные внимательно изучат всю доказательную базу по делу, критически ее оценят и постановят решение, исходя из тех фактов, которые будут объективно установлены в ходе процесса, – говорит адвокат Денис Зацепин.

Для представителей стороны потерпевших тот факт, что судебное разбирательство будет идти с участием присяжных заседателей, значения не имеет, говорит юрист Ильнур Шарапов. В этом деле он представляет интересы родственников двух погибших антифашистов – Ильи Джапаридзе и Ивана Хуторского. По словам Ильнура Шарапова, для родственников важен справедливый приговор:

– Естественно, мои доверители рассчитывают на обоснованность и законность приговора и на его справедливость. Мы рассчитываем на то, что эти люди будут признаны виновными и понесут наказание.

Илья Горячев

По оценкам участников процесса, судебное разбирательство будет длиться не меньше трех месяцев. К этому времени как раз должен начаться судебный процесс над тем, кого следствие называет "идейным вдохновителем" БОРНа, лидером движения "Русский образ" Ильей Горячевым. Он был арестован в мае 2013 года в Сербии, в ноябре того же года по решению Верховного суда Белграда экстрадирован в Россию. Сейчас Горячев находится в следственном изоляторе "Бутырка", в начале ноября его арест был продлен до 8 марта. Илье Горячеву предъявлены обвинения по четырем статьям УК РФ: "Организация экстремистского сообщества", "Создание банды", "Незаконный оборот оружия" и "Убийство". Следствие считает, что Горячев был "идеологом" убийств адвоката Станислава Маркелова, лидеров антифашистских движений Федора Филатова и Ильи Джапаридзе, а также граждан Расула Халилова и Салохедина Азизова.

Доказательная база по делу Ильи Горячева основана исключительно на показаниях Никиты Тихонова, говорит адвокат Горячева Марк Фейгин. В 2011 году Тихонов и его гражданская жена Евгения Хасис были признаны виновными в убийстве Станислава Маркелова. Тихонов получил пожизненный срок, Хасис – 18 лет колонии. В сентябре этого года Никита Тихонов был осужден еще раз. В рамках "дела БОРНа" он признался в организации экстремистского сообщества, серии убийств по мотивам расовой ненависти, бандитизме. Тихонов заключил досудебное соглашение со следствием и пообещал дать показания против других участников БОРНа. Мосгорсуд приговорил Никиту Тихонова к 18 годам колонии. Из обвинительного заключения по делу Тихонова следует, что в 2008 году он создал "Боевую организацию русских националистов", в которую входила Евгения Хасис, Илья Горячев, Михаил Волков, Максим Баклагин, Вячеслав Исаев, Юрий Тихомиров, Александр Паринов и Алексей Коршунов.

Марк Фейгин

О том, как скажется дело четверых участников БОРНа на деле Ильи Горячева, говорит адвокат Марк Фейгин:

– Эти четыре человека – Исаев, Баклагин, Тихомиров и Волков – действительно вместе с Тихоновым проходили по ряду эпизодов. Но ни один из них, кроме Тихонова, не знает лично и никогда не знал, не был знаком с Горячевым. Фабула обвинения такова, что Горячев тайно создал БОРН, поручил непосредственно ее руководство и исполнение заказов на политические убийства Тихонову, а сам всегда оставался тайным, секретным организатором и руководителем объединения. Все обвинение строится на показаниях Тихонова и его сожительницы Евгении Хасис. Эти два человека дали показания о том, что якобы Горячев является организатором и руководителем организации БОРН. Сделали они это уже после осуждения по первому делу. Находясь в местах лишения свободы, в 2012 году они неожиданно дали показания, что на самом деле организатором пяти эпизодов убийств, которые инкриминируются Горячеву, он и был. Как и раньше, Горячев не признавал и не признает вины и своей причастности к инкриминируемым ему деяниям. Версия защиты следующая: Горячев был действительно очень близко знаком с Тихоновым, поддерживал с ним отношения еще по организации "Русский образ", которую когда-то они задумали создавать как умеренно националистическое объединение. Но их пути разошлись, они поддерживали не более чем приятельские отношения, эпизодически встречались на протяжении тех лет, когда имели место эти самые убийства. Тем не менее нет ни одного свидетельства, как в деле, так и иных, где можно было бы говорить о причастности Горячева к этим преступлениям. Горячев действительно находился под огромным давлением ЗКС ФСБ России. И под этим давлением он вынужденно в 2009 году дал под камеру следователю Краснову, который вел и дело по Маркелову и Бабуровой, и ведет "дело БОРНа", и ведет дело Горячева, показания о том, что Тихонов признался ему в совершении убийства Маркелова. Это было в 2009 году, после чего Горячев, будучи всего лишь свидетелем, никогда не обвинявшийся в причастности к этим убийствам, покинул пределы России, уехал в Сербию. Причины этого были, конечно, в его страхе перед преследованиями со стороны людей, которые близки были Тихонову, потому что он боялся мести. Его обвиняли в том, что он, дав такие показания, навлек на себя гнев многих крайне правых. Равно с этим он очень боялся продолжающегося давления со стороны органов ФСБ, которые требовали от него, чтобы он выступил в суде по Тихонову и подтвердил эти показания непосредственно в процессе. Он этого не сделал и впоследствии отказался от данных им показаний, поскольку он сделал их, по его словам, под давлением. За это, в общем, ему отомстили, его сделали в следующем деле обвиняемым.

В общественном мнении может сложиться превратное впечатление о том, что преступники изобличены, что в данном случае экстраполируется автоматически на Илью Горячева

– Развитие и исход суда по делу четверых участников БОРНа могут как-то повлиять, юридически или политически, на дело Горячева?

– С точки зрения юридической, никакой преюдиции по уголовным делам не существует. Вину Горячева, как и непосредственно его причастность ко всем эпизодам убийств и причастность к организации БОРН надо будет доказывать заново. С точки зрения политической, конечно, оно будет иметь эффект, потому что указанные лица – Баклагин, Исаев, Тихомиров и Волков – все-таки были непосредственными участниками этих преступлений, на них есть некоторые материалы о том, что они лично кололи, резали, стреляли. Конечно, в общественном мнении может сложиться превратное впечатление о том, что преступники изобличены, что в данном случае экстраполируется автоматически на Илью Горячева, – считает адвокат Марк Фейгин.

По словам эксперта информационно-аналитического центра "Сова" Веры Альперович, ситуация БОРНа довольно запутанна, поэтому, анализируя ее, можно говорить только о проверенных фактах:

Многие эксперты считали, что БОРН – это не какая-то конкретная организация, а некий бренд, который был создан и под которым может действовать любая наци-скинхедская группировка – достаточно просто кого-то убить, об этом сообщить и поставить свою подпись

– Первое, конечно, стопроцентно: корни БОРНа уходят в другую ультраправую группировку, создавшуюся в конце 90-х – начале 2000-х годов, которая называлась "Объединенные бригады 88" или просто "ОБ-88". Это были рядовые наци-скинхеды, которые совершили несколько убийств, в том числе убийство антифашиста Александра Илюхина. И часть из них потом по этому делу попала за решетку. Многие националисты, входившие в "ОБ-88", впоследствии попали в БОРН. Здесь и Коршунов, здесь и Никита Тихонов, здесь и Волков, и Паринов... Потом была создана "Боевая организация националистов", которая, в отличие от других ультраправых группировок, совершала не просто убийство тех, кто под руку попадется, идейно чуждых, а выбирала в качестве жертв людей известных, старалась придать каждому своему преступлению максимальный резонанс. В СМИ они отправляли данные о совершенных преступлениях, подписывались БОРНом. Впоследствии многие эксперты считали, что БОРН – это не какая-то конкретная организация, а некий бренд, который был создан и под которым может действовать любая наци-скинхедская группировка – достаточно просто кого-то убить, об этом сообщить и поставить свою подпись. Зачем это в действительности делалось, не очень понятно. Возможно, это было средство запугивания, возможно, действительно, такой бренд собирались создать, чтобы радикальное крыло национализма приобрело более четкую структуру.

Кроме того, от других радикальных националистических организаций, БОРН отличает сотрудничество с легальным движением "Русский образ", лидером которого являлся Илья Горячев. О том, каким именно было это сотрудничество, также есть несколько версий, говорит Вера Альперович:

Никита Тихонов

– Илья Горячев, лидер "Русского образа", заявлял, что он был другом Тихонова, они вместе выпускали журнал "Русский образ", вокруг которого впоследствии была создана организация "Русский образ". Он не поддерживал тихоновские радикальные взгляды, и разошлись на том, что Горячев ушел в легальную политику, а Тихонов – в подполье. Тихонов в своих показаниях говорит другое: что Горячев настаивал и был идейным вдохновителем совершения убийств, и задача была в том, чтобы создать благоприятный образ легального националиста, в противовес таким вот агрессивным и неконтролируемым нелегальным. Как обстояло на самом деле, сказать очень трудно. "Русский образ" после суда по делу об убийстве Маркелова и Бабуровой прекратил свое существование. Ультраправая среда возненавидела эту организацию. Илья Горячев был назван провокатором, стукачом. Очень многие националисты предполагают, что Илья Горячев изначально был провокатором, работал от спецслужб, объединял вокруг себя агрессивных ультраправых молодых людей, которых впоследствии и сдал.

Вера Альперович не исключает, что "дело БОРНа" может привести к тому, что подобные радикальные движения будут появляться снова:

– Сейчас ситуация такова, что очень многие ультрарадикальные националисты снова уходят в подполье. Процесс радикализации ультраправой среды шел последние несколько лет и сегодня повернул вспять. Поэтому, возможно, такие радикальные группировки будут появляться снова. Другое дело, что вопрос упирается даже не в то, что делают непосредственно националисты, а в то, как за ними следят правоохранительные органы. Если бы тогда, в 2005-2006 году, когда расследовалось дело "Объединенных бригад", следователи и полицейские чуть лучше сделали свою работу, находившихся в розыске Коршунова, Тихонова нашли бы раньше, то, возможно, никакого БОРНА бы не было, – заключает Вера Альперович, эксперт информационно-аналитического центра "Сова".

Первой жертвой БОРНа стал антифашист Федор Филатов, который в октября 2008 года скончался от множественных ножевых ранений, однако всерьез о "Боевой организации русских националистов" заговорили через два месяца, когда в декабре 2008 года было совершено нападение на уроженца Таджикистана Салохетдина Азизова.