«Это невосполнимая потеря для чеченского народа»

Анна Политковская в студии Радио Свобода

«Новая газета» выпустила специальный номер, посвященный своему обозревателю Анне Политковской, убитой в Москве в минувшую субботу. В номере опубликованы выдержки из статьей Политковской за этот год, а также ее интервью Радио Свобода, записанное несколько дней назад. Думский Комитет по безопасности объявил, что будет следить за ходом расследования убийства известной журналистки.


Только с начала года на страницах «Новой газеты» были напечатаны более сотни публикаций Анны Политковской: о дедовщине в армии, хищении бюджетных средств в Ингушетии, о пытках в отделениях милиции, о прокурорских методах расследования событий в Беслане. С 2002 года Анна Политковская совместно с родственниками погибших заложников проводила собственное расследование трагедии в театральном центре на Дубровке.


О фактах, которые не вошли в официальные протоколы следствия, Радио Свобода рассказала сопредседатель организации «Норд-Ост» Татьяна Карпова: «Нам удалось перефотографировать несколько томов материалов уголовного дела, которое ведет московская прокуратура, и там очень много кричащих фактов, которые мы вместе с Аней видели, читали, изучали. Аня имела смелость опубликовывать всю правду, которая скрывалась от людей, на страницах своей газеты. Все делалось наугад. Дело в том, что мы с Аней пытались доказать, что штабы, которые вели операции по спасению заложников, все дело пустили на самотек. У них не было плана спасения заложников, не было такой официальной бумаги, которой нет и в материалах уголовного дела. Всех штабистов фамилии скрыты, это считается гостайной, равно как и информация о примененном газе: прокуратура не выяснила и не собирается выяснять, какой газ был применен.


Иногда к нам в руки попадали интересные документы, и Аня тут же их публиковала. В частности есть документ, в котором говорилось, что прокуратура не стала проводить расследование того что происходило в помещении гей-клуба (через который террористы проникли в здание театрального центра – РС), только по той причине, что членами этого гей-клуба были очень известные депутаты Государственной думы и известные госчиновники, цитирую, "которые имели очень крепкую крышу".


Большую часть публикаций Анны Политковской занимали события в Чечне. Она активно сотрудничала с местными правозащитниками, совместно проводила мониторинг ситуации в республике. Правонарушения, похищения людей, преступления военных и новой республиканской власти были главными темами ее репортажей.


Рассказывает руководитель аналитическо-правозащитного центра "Демос" Татьяна Локшина: «Она работала очень рисково. Ей было важно узнать правду и она до этой правды всегда пыталась докопаться любым способом. Видимо, за это она так дорого заплатила. Знаете, это может быть звучит очень странно, но Аня так долго работала по этой очень опасной теме и шла на такие серьезные риски, что с какого-то момента стало казаться, что она переступила порог опасности, что она столь для многих читателей в Чечне, в России, на Западе воспринимается фактически как икона, она стала настолько знаменита, как основной журналист, пишущий по этой теме, что вот появлялось это ложное ощущение, что ну уж с ней ничего произойти не может, потому что это слишком большой скандал, это просто нереально. Конечно, те из нас, которые так думали, они, к несчастью, глубоко ошибались».


Своими материалами Анна Политковская не могла не вызывать раздражение местной власти и у руководителйе силовых ведомств. Однако для абсолютного большинства жителей республики Политковская была другом, так считает руководитель центра «Антитеррор» Руслан Мартагов: «Для нас она была своеобразной отдушиной. Можно сказать, единственным журналистом, который освещал события в Чечне, может быть, фактологически не так уж и документально, но с той эмоциональностью, с которой мы сами рассматривали вот эти истории, о которых она писала. Для нас это была какая-то... вот как психолог, к которому приходит больной человек и который получает от него какое-то утешение. Я был в свое время чиновником в правительстве Кошмана, Завгаева, ну никогда она о нас хорошо не писала. Но, тем не менее, мы как-то умели отделять свое восприятие творчества Ани от того, как воспринимает ее народ. Поэтому я лично два раза возил ее в Чечню, как говорится, на свой страх и риск, для меня было важно то, что она пишет. Для меня было важно, чтобы общество в России, в мире узнало, что там происходит. Вот в этом плане Аню никем нельзя заменить, никем. Это потеря для нас, именно чеченского народа, она просто невосполнимая».


Временно исполняющий обязанности министра культуры и массовых коммуникаций России Леонид Надиров выразил надежду, что правоохранительные органы сделают все возможное для привлечения к ответственности организаторов и исполнителей убийства Анны Политковской.