Республиканская партия России – Партия народной свободы (ПАРНАС) на своем политсовете приняла Заявление о необходимости создания в преддверии парламентских выборов 2016 года коалиции "За европейский выбор" России и Манифест.
В конференции с экспертами 15 ноября ситуацию в стране и повестку дня для демократической оппозиции обсуждали делегаты 60 отделений ПАРНАСа, представители "Яблока", Партии 5-е декабря, Партии прогресса Алексея Навального, партии "Демократический выбор".
Сопредседатель РПР-ПАРНАС Михаил Касьянов заявил, что начатая Кремлем с марта агрессия в отношении Украины привела к тому, что по воле Путина общество разделилось в соотношении 20-80%. По его мнению, пятую часть россиян не привлекает агрессивный курс: "Эти люди считают, что Россия должна сделать европейский выбор, ориентироваться на универсальные ценности цивилизованного мира, приоритет интересов человека, его здоровья".
– "Подушки безопасности" пока спасают путинский режим, но не работают на страну. Накопленных финансовых ресурсов хватит лишь на двухлетний период постепенного загнивания, деградации. Путину придется принять решение: пойти ли по пути либерализации или, упорствуя в своих заблуждениях, дурачить людей, подводя Россию к краю пропасти, – сказал Михаил Касьянов.
Бывший премьер-министр России опирается на мнение известных экспертов. Так, экономист Наталья Акиндинова отмечает, что секторальные санкции начали оказывать существенное воздействие на экономику России. Банки не смогли обеспечить рефинансирование долгов. Произошла девальвация рубля: с начала года по доллару на 47%, а по евро примерно на 30%. Идет валютизация сбережений: сейчас около 23 миллиардов долларов находится у населения, эта цифра может дойти до 40 миллиардов – как в 2008 году. Общая инфляция уже ускорилась до 8,9%, а продовольственная – до 11%, и это не предел. Сомнительный эксперимент со встречными санкциями задал дополнительные издержки торговле, ускорил рост цен, ударил по низкодоходным группам населения. Падают инвестиции, объемы строительства, снижается совокупная реальная зарплата – впервые с 2008 года.
– При сохранении цены нефти около 85 долларов Россия столкнется с падением роста ВВП – минус 2%, рецессия продлится и на 2016 год, приведет к дефициту федерального и региональных бюджетов. Средств резервного фонда хватит на два года, затем либо сокращение бюджетных обязательств, либо переход к реформам. Но даже при цене нефти в 100 долларов рецессия будет продолжаться, – предупредила Наталья Акиндинова.
– Более нереалистичного бюджета (заложен курс доллара в 37 рублей) в России давно не было. Но власти спокойны: запас прочности у режима на 2-3 года, – предсказал доктор экономических наук Игорь Николаев. –Рубль будет ослабевать. Курс может уже в этом году уйти на 55-60 за доллар. Виноваты не "спекулянты". И снижение цен на нефть было прогнозируемо после того, как США стали страной-лидером по добыче нефти. Причина кризиса – состояние слабеющей российской экономики: с "сырьевой иглы" не слезли, на нее еще глубже подсели. Темпы экономического роста неуклонно снижались и без санкций. Власти – заложники ошибочно взятых на себя во время кризиса 2008 года дополнительных финансовых обязательств: по оборонке, социальным расходам, чемпионату мира по футболу. В ситуации, когда повышать налоги нельзя (никто этого не делает в кризис), акцизы и налоги уже начали поднимать. Инфляция в 2015 году достигнет 12%.
– Не хотят признать ошибки прошлого и отменить неверные решения. И страна медленно погружается в трясину пока еще не обвального падения, – подчеркнул профессор Игорь Николаев.
Экономист Евгений Гонтмахер уверен, что до 2020 года экономического роста в России не будет, а самый опасный кризис – это кризис государства. Все 2000-е годы средства у власти были, а реформы не проводились, увлеклись раздачей денег. А теперь, когда деньги кончаются, правительству неясно, что делать.
– Налицо колоссальный зазор между социальными обязательствами и возможностями экономики. Государство уже снижает расходы бюджета на здравоохранение и образование, сокращает работников. Начинают жертвовать этими двумя сферами в условиях "отрицательного роста".
Пенсионеры, госслужащие, армия, полиция – им будут платить номинал доходов. На всех остальных пресс будет очень сильный. Новые налоги, сборы, национализация частных компаний – это дорога к экономическому самоубийству страны, – считает член Комитета гражданских инициатив Евгений Гонтмахер.
– Власть сделает все, чтобы к следующим президентским выборам пригасить социальное недовольство. Предположим, в 2018 году Владимир Путин станет президентом, но как он дальше будет управлять страной, где будет полный социальный развал? – недоумевает профессор Евгений Гонтмахер.
Специалист по региональной экономике Наталья Зубаревич подчеркивает, что "Россия входит в медленный штопор". В 2013 году только 6 регионов в 2013 году не имели дефицита, сейчас чуть лучше: 2/3 регионов – в минусе, но он меньше прежнего. Зато долг банкам – 2 триллиона рублей висит и с трудом обслуживается. Власти удается в ручном режиме "затыкать дыры". Девальвация помогла увеличивать трансферты регионам. Все трансферты Северному Кавказу – 200 миллиардов рублей, Дальнему Востоку – 250, Крыму выделен 161 миллиард на текущие расходы найдут, но с инвестициями в инфраструктуру будет плохо. Валютные резервы сокращаются медленно. Пока девальвация покрывает потери от падения доходов от продажи нефти.
Доктор географических наук Наталья Зубаревич дает такой прогноз:
– В регионах пока катаклизмов не вижу. "Бюджетку" рубят, недовольство есть, но это не остановка предприятий, толпы не выйдут на улицы. Электорат власти продолжает получать свою порцию: пенсионеров, силовиков, бюрократию обеспечивают доходами. Перспектива – вялотекущая деградация.
Профессор Евгений Гонтмахер также прогнозирует, что будут локальные социальные протесты, массовых выступлений до 2018 года он не ждет, тем более что на людей будет влиять массированная пропаганда, призывы "затянуть ремни" в условиях враждебного окружения.
Либеральный политолог Дмитрий Орешкин видит новый мир Путина как классическую идеократию – государство, которое эксплуатирует население и территорию для достижения им же придуманной "великой цели". Примеры – Иран, СССР, КНДР. Формулу идеократии создает правящая группа – "коллективный Путин":
– Выборы, суды и пресса с их точки зрения не институты, а инструменты для достижения их идеалов. Им мешает элементарная правда, и они преследуют "Эхо Москвы" или "Дождь". Их идея реализована. 85% поддерживают курс вождя и его одобряют. Оппозиция воспринимается как группа еретиков, которых надо сжигать, так как они подрывают веру. Отсюда наши проблемы, – считает Дмитрий Орешкин. – Мы говорим про деньги, про инвестиции, проблемы. Но рациональная критика от 80% отскакивает. Народ нас не слышит, а власти – наплевать, она выше реальности. И народ вместе с ним. Люди искренне думают, что присоединив Крым, Россия стала богаче и сильней, а на самом деле стала беднее, так как им предстоит финансировать и Крым, и Донбасс.
Рациональная логика победит, но не завтра и не послезавтра, считает Дмитрий Орешкин:
– Путин, поднимая страну все выше в астарл, готовит ее падение на грешную землю. Вера в него тоже истончится. Сейчас критиковать Путина бессмысленно: гораздо продуктивнее говорить о конкретике, о цене Крыма и гречки, нести обществу элементарную правду. Проблемы в том, что нас ждет тяжелая ситуация, когда вера в Путина рухнет и государство потеряет свой смысл – поддержание Путина. Это создает объективные предпосылки к тому, чтобы российское политическое пространство пережило еще один цикл территориального сжатия, – сказал Дмитрий Орешкин.
Политолог Андрей Пионтковский говорил о сути путинской идеократии:
– В цикле из трех речей Владимир Путин сделал заявку на создание идеологии "Русского мира", состоящей из сплошных переводов с немецкого. "Разъединенный народ". "Собирание исторических земель". Провозглашение задачей РМ священного долга защищать этнических русских по всему миру. Как защищать – продемонстрировано в Крыму. Программа расширения названа "Новороссией". Но на самом деле Путину для пожизненной диктатуры нужны не Крым и "Новороссия", а долгосрочная идеология, которая овладевает умами населения.
СССР распался относительно мирно, не как Югославия. Путин хочет переписать историю, учинить распад СССР заново, по-сербски и шантажирует ядерным оружием "англо-саксонский мир". Других инструментов у него нет. Он играет не в шахматы, а в покер. Это делает его чрезвычайно опасной личностью, так что о нем забывать нельзя. Путин – угроза всему миру.
Насколько успешно прошло навязывание идеологии? Рейтинги ничего не стоят. Чаушеску якобы любили все, а потом расстреляли как собаку, – отмечает Андрей Пионтковский. – В реальной политической борьбе 80% населения всегда пассивно: на путинскую акцию силком привезли 75 тысяч человек. А в сентябре в "Марше мира" добровольно участвовали 50 тысяч москвичей. Все "звезды фашизма" провели свою акцию и с трудом собрали 10 тысяч. Активное антифашистское меньшинство сильнее фашистского, дугинского, – уверен публицист и политолог.
Андрей Пионтковский предлагает провести еще один "Марш мира", вести диалог с теми левыми и националистами, которые показали себя сторонниками европейского выбора и противниками войны на территории Украины.
По мнению политтехнолога Станислава Белковского русское национал-демократическое движение – часть оппозиции. Во многом он с Андреем Пионтковским не согласен:
– Путин не человек идеологии. Ему не присущи сверхценные идеи. В том, что он говорит, можно найти идеологию любых партий. Для Путина главная цель – сохранить сформированный им режим. Сначала он был западником, но Запад не прижал его к любящей груди, не дал ему Нобелевскую премию мира, что позволило бы избежать захвата Крыма. Потом он решил, что США свергли Януковича, что и стало детонатором большого взрыва в его голове, – иронизирует Станислав Белковский и указывает:
– Это не смена идеологии, а смена технологии защиты тупика, в котором Россия оказалась, попытка нейтрализовать вызовы мира. Для этого и решено было перевести страну на военное положение под предлогом того, что США хотят ее расчленить и уничижить.
Путин пошел против истории, и потому у путинской России нет в мире союзников в ее "последней битве". Дружба с Китаем существует только в воображении Путина, что показывает судьба газопровода, на строительство которого Пекин денег не дал. КНР видит Россию лишь как свой сырьевой придаток. Никакого стратегического альянса быть не может. Россия обрекает себя на самоизоляцию, так как, с точки зрения Путина, это единственная возможность сохранить режим, – говорит Станислав Белковский.
По мнению политолога, 15 лет Путин был защитой российской бизнес- и чиновничьей элиты, чьи жизненные стратегии на самом деле связаны с Западом.
– Сейчас в элите России царит "коллективная шизофрения": одно полушарие утверждает, что с Путиным все устаканится. Путин знает, что он самый великий, ему сопутствовала удача, он прошел ситуации, когда власть его была на грани краха. Путин уверяет друзей, что он снова пережмет мир. Еще немного шантажа и давления, санкции будут отменены и "мы прорвемся". Другое полушарие этому не верит и ищет способы отползти. Это шанс для дворцового переворота, – предполагает Станислав Белковский.
По мнению эксперта, для оппозиции минус "военного положения" в подавлении властью оппонентов и СМИ, превращение их в "предателей". Плюс в том, что нет уже иллюзий ни о возможности быстро прийти к власти, ни о возможности диалога с Кремлем до того, как загнется режим. Его падение может быть только сочетанием цепи случайных событий, а пока нужно менять сознание: не искать вождя, а строить план изменения системы.
– Ни о каком формальном объединении оппозиции и говорить не следует, – посоветовал Станислав Белковский. – Объединение возможно вокруг выборов и общечеловеческих проектов: например, в Москве протесты против закрытия больниц и превращения их в бизнес-центры.
– Проблема массового насилия в России абсолютно актуальна. Власть прибегает к применению насилия, это показатель ее кризиса. Чем меньше будет поддержка власти, тем больше соблазн воспользоваться силой. Физическому насилию всегда предшествует правовое. У нас это "взбесившийся принтер". Возможен перенос практик с архаичных территорий: это происходит при импорте практик насилия с "новообразованных территорий" в Москву, – предупредил социолог Георгий Сатаров. – Раздрай в правящей коалиции уменьшает шансы на насилие. Шанс применения массового насилия ограничивается также наличием сильной консолидированной оппозиции.
По мнению Георгия Сатарова, сейчас единство несопоставимо важнее содержания действий. Любое консолидированное действие дало бы результат. Консолидация – единственный способ выживания общества и страны. Идея европейского выбора – удачна, это правильный выбор. Но надо отбрасывать лишнее. Не обсуждать то, что за пределами темы выживания. Речь пока не идет о том, что будет с Украиной и Крымом, а что будет с нами и с Россией.
– Правила игры на выборах будут меняться, так как все решения пишутся "на коленке" и власти правят любой закон, меняют правила и сохраняют контроль. Будет очень трудно объединяться вопреки логике власти, разобщающей оппозицию, – подчеркнул политолог Александр Кынев. – Но там, где оппозиция решила участвовать в выборах, от разных партий, как в Республике Алтай, "Единая Россия" не показала прироста, а губернатор прошел во второй тур с преимуществом всего в 500 голосов. Уходить из борьбы – безответственно!
Александр Кынев посоветовал участвовать в "выборах", выдвигаться в регионах, поддерживать приличных людей, которые могут идти от странных партий. Где можно – участвовать самим вопреки всему: "Пока вы что-то делаете, вы идете вперед".
Кынев привел пример мексиканской Партии народного действия, которая 70 лет боролась с однопартийной монополией, шла на любые выборы, и ее кандидат выиграл первые же свободные выборы президента. Александр Кынев рассчитывает не на провинцию, а на Москву:
– 15-20 лет столица России молчала. После протестов 2011-2012 годов – это другой город. Москва перешла в иное качество, вернулась в состояние драйвера, которым она раньше была. Видимо, Москва и Петербург будут лидерами перемен.
Сопредседатель Партии народной свободы Борис Немцов предложил свой вариант действий:
– Мне представляется, что в России сегодня есть две партии. Одна – "Партия китайского выбора", в которую входят Путин, Зюганов, Жириновский, Миронов. Эта партия ведет Россию в тупик, к развалу и в китайскую колониальную зависимость. И есть "Партия европейского выбора России", которая уверена, что Россия – часть европейской цивилизации. "Партия европейского выбора" в отличие от партии "китайщины" разрозненна, и это плохо. Мы предлагаем подумать над тем, как создать структуру для координации протестной и правозащитной деятельности и работы на региональных выборах и на выборах в Госдуму в 2016-м и президента в 2018 году, – сказал потенциальным союзникам сопредседатель ПАРНАСа Борис Немцов.
– Мне кажется, что эта идея очень своевременна. Мы ее выдвигаем за два года до выборов, чтобы обсудить формат и возможности взаимодействия. Начнем процесс консультаций с тем, чтобы на выборах в регионах 2015 года выступить внятно и консолидировать силы. Речь идет об истории и судьбе России. В такой момент нет другого варианта. После начала агрессии против Украины мы де-факто работали в рамках коалиции, в марте и в сентябре 2014-го те, кто находится в зале, организовывали "Марши мира". Я с осторожным оптимизмом смотрю на перспективы, – сказал Радио Свобода Борис Немцов.
На политсовете РПР-ПАРАНАС было приято заявление в защиту радиостанции "Эхо Москвы". Как сказал Борис Немцов, "Кремль решил независимое радио уничтожить". Участники конференции "Европейский выбор" единогласно поддержали этот документ.