– Я уезжаю, надо встретиться перед отъездом.
– Конечно, надолго уезжаешь?
– Навсегда.
Пьем кофе с корицей на пенке, смотрим на белую улицу, по которой спешат черные меховые люди. В Новой Зеландии, рассказывает мне подруга, сейчас лето, ее муж уже нашел работу. Она закончит дела, сдаст квартиру в аренду и тоже уедет.
Там – тепло, там у них будет хорошая работа и новая жизнь. А здесь была "двушка" далеко от центра, взятая по молодежной ипотеке, здесь погибла их любимая собака, здесь холодные трамваи по утрам – и мечта уехать. О мечте говорилось на вечеринках, но так, что мне казалось – они никогда не уедут, какими-то слишком нереальными Австралия и Новая Зеландия кажутся из квартир в стареньких пятиэтажках.
…Главное – добраться до Гонконга, а там можно дышать спокойно, не опасаться сотрудников спецслужб, забирающих твои компьютер и телефон, угроз в чиновничьем "джипе" поздно вечером, намеренно испорченных полицейскими паспортов
На замшевых сапогах – снег. Это уже второй снег в ноябре, первый полностью стаял, а этот, второй, кажется, останется надолго: сразу после пурги температура упала до минус 15. Снег еще красивый и чистый, переливается, я радуюсь морозу. За сапогами, сказали в магазине, надо ухаживать и выдали кучу спреев: зима длинная, без обработки соль на дорогах разъест обувь.
…Главное – добраться до Гонконга, а там можно дышать спокойно, не опасаться сотрудников спецслужб, забирающих твои компьютер и телефон, угроз в чиновничьем "джипе" поздно вечером, намеренно испорченных полицейскими паспортов. Сидим на кухне поздно вечером, стараемся не говорить по телефону – паранойя. Слушаю историю друга и коллеги, не верю, что это реальность, а не шпионский детектив.
Многим здесь не нравится его интернет-сайт, а еще то, что он – гей. Чиновники угрожают своей – финансовой – расправой, спецслужбы не пускают его на самолет, вырезают страницы из паспорта… Самая большая тревога у обоих – за пожилых родителей, остающихся здесь.
Провожаю друзей в аэропорту, радуюсь за них, грущу о том, что за столом в моей кухне они больше сидеть не будут.
Евгения Кульгина – внештатный корреспондент Радио Свобода в Хабаровском крае, лауреат конкурса молодых журналистов "Вызов XXI век"