Интересует ли русских людей чехословацкая "бархатная революция"? Нет, в целом их не интересует "бархатная революция". Не интересует ровно потому же, почему не интересует падение Берлинской стены, история польской "Солидарности" и казнь Чаушеску. Ибо у русских были свои герои и антигерои, правда, теперь, в свете новой геополитической доктрины, мнения расходятся, кто такие были Горбачев и Ельцин. Гавел и Валенса – всего лишь два интересных чуждых бренда для среднестатистического местного интеллигента.
Русского человека интересует он сам, переживший свой крутой 1991 год и не менее увлекательный 1993-й. Ну правда же, трудно интересоваться тем, что не пережил своей тушкой, трудно помнить вместо чеха двадцати примерно лет, как ходил по Национальному проспекту в Праге со студенческой демонстрацией 17 ноября, нарвался на побои милиции, потом блевал дома из-за сотрясения мозга и пошел на факультет оккупировать его до января (из воспоминаний журналиста Ондры Соукопа). Из всех собственных воспоминаний примерно о том же периоде и ситуации всплывают только страх, недоумение и “Лебединое озеро” по телевизору. Сравнивать просто не с чем.
Из всей "бархатной революции" русского человека сегодня интересует чешское пиво и свиное колено, то есть возможность туристического отдыха по маршруту “Золотая Прага”
Свой увлекательный исторический блокбастер мозга русский человек может сравнить разве что с американским кинофильмом (Балабанов как Тарантино, грубо говоря), когда речь идет о подвигах ментов и мафии, она же братва. Никак не получается сравнение с восточноевропейским историческим полотном последнего 25-летия. Невозможно сравнивать Михалкова и Вайду (особо тонких эстетов раздражают оба творца, склонные к политической мифологизации национально-героического толка).
Итак, из всей "бархатной революции" русского человека сегодня интересует чешское пиво и свиное колено, то есть возможность туристического отдыха по маршруту “Золотая Прага”. Ну и в самое последнее время – хуже ли стали относиться к русским туристам из-за “Крымнаш” и Украины. Писатель Прилепин, оказавшийся в эти дни в Праге, издевается на своей страничке в Facebook над общей идеей, что теперь русских туристов гоняют из трамваев, прямо как услышат нашу родную речь.
Нет, конечно, не гоняют, и пиво наливают, бизнес есть бизнес. Далее писателя земли русской на чешской земле интересует современная русско-украинская история, как она предстает его глазам. Конференция по поводу Власова (почему не Жукова или Рокоссовского, интересуется писатель, не упомянув организаторов и состав участников), отсутствие украинского издания в Праге (русских три, притом что украинская диаспора раз в пять многочисленнее русской), маленький Майдан на Вацлавской площади, который подвергается писателем осмеянию за размер и общую туповатость. Попутно писатель косвенно хвалит Земана за шутку о Pussy Riot и высказывания по украинскому вопросу. Да, еще нас не любят чехи-интеллектуалы за 68-й год. Писатель вообще-то талантливый, совесть нации, написал последнюю книгу о Соловках, по 2-3 тысячи лайков собирают его посты о Чехии (точнее, об Украине и России) в эти дни.
А теперь о наблюдениях 17 ноября 2014 года в Праге. Многотысячная утренняя демонстрация против президента страны Милоша Земана в центре города, действие больше напоминало флешмоб: люди, толпой валящие из метро, показывали Земану красную карточку. Это как в футболе, когда судья хочет удалить игрока, и неважно, что сейчас этот игрок капитан команды: демонстранты – его коллективный судья. Лозунги, высмеивающие Земана, лозунги в память Гавела, лозунги в поддержку Украины, антипутинские плакаты, флаг в поддержку Тибета (кто в курсе, что там в Тибете? Полезное, между прочим, знание для оценки нынешних русско-китайских экономических соглашений).
Это была молодая демонстрация, очень веселая. Основным ее участникам лет по 20-25, вероятно, дети тех, кто выходил на улицы Праги 25 лет назад. Судя по их энтузиазму, для них ничто не забыто и никто не забыт. Не в русском чудовищном смысле “Спасибо деду за победу”, а в простом семейном: “Мои папа и мама были здесь, и они победили власть, значит, и я смогу, если понадобится”.
Весь день люди шли по проспекту чехословацкой славы плотным потоком. К маленькому памятнику “бархатной революции” (он и устроен-то как-то не по-русски, без размаха, во дворе дома), стояла огромная очередь со свечами, это в память жертв советского режима. Я обещала чешскому другу, который сейчас не в Праге, положить цветочек, но не выдержала ожидания. Вечером видела маленькие свечи на Вацлавской площади, они напомнили мне свечи на Майдане (вообще, я с интересом прочла бы текст о социальных техниках “бархатной революции” как прото-Болотной, прото-Оккупай и прото-Майдане; чехи – одни из лучших инструменталистов Европы, их бархат – это самая поверхностная фактура, их сила в настоящей изощренности социальных связей, ремесленном, корпускулярном подходе к общественной материи).
На Вацлавке я прошла сквозь многотысячную толпу разного возраста, подпевавшую рок-хитам тридцатилетней давности. Молодежь знала текст песен. Я слышала русскую речь и украинскую речь. Если обе диаспоры читают по-чешски, им не нужен перевод, чтобы выйти на площадь.
Елена Фанайлова – поэт, лауреат нескольких литературных премий, автор и ведущий программы Радио Свобода "Свобода в клубах"
Высказанные в рубрике "Право автора" мнения могут не отражать точку зрения редакции